Чтобы сократить текст своего отчета просто приведу ссылку на уже готовый гайд от Врена
Как ездить на поездах и метро в Японии? Это чтобы вы понимали особенности тарификации и оплаты поездок. От себя добавлю, что на поездах в Японии можно доехать много до куда, железнодорожная сеть огромная
(и очень запутанная), но всё-таки не вообще куда угодно. Есть еще автобусы, вот они ходят вообще куда угодно, но реально автобусами я пользовался только один раз - когда надо было доехать от Kasuga Taisha в Наре до станции. Доехал. Контроллёра там не было, оплата водителю на выходе, терминал для приёма IC карт есть, табло с указанием стоимости проезда тоже есть. Но поскольку у меня карта, то я и не парился с расчетом, система сама списала нужную сумму, если я правильно помню, это было порядка 200 йен.
Про проездные. Вообще, конечно, есть
JR Pass, думаю, что многие про него слышали. В уже упомянутом
гайде про него есть отдельная глава, если еще не прочитали. Посмотрев свои переезды и прикинув по
калькулятору сколько и куда я буду ездить, я понял, что мне он нафиг не нужен, ибо не окупается. Поэтому я взял себе просто карточку системы ICOCA, правда, не совсем обычную... Вкратце про карточки — в Японии действуют несколько систем IC карт, т.е. по-нашему БСК карт, это ICOCA, SUICA и PASMO, все они взаимозаменяемые, но у каждой из систем есть свои плюшки, типа скидок на определенные поездки и т.д. Но по-нормальному оплачивать ими можно везде, моя кансайская карта спокойно работала и в Токио. В отличии от России, где питерские карты в Москве нифига не пашут. Помимо проезда, кстати, этими карточками можно и в "автоматах по продаже чего угодно" расплачиваться
(правда, не прямо во всех, есть куча разных моделей), и в супермаркетах
(опять же не во всех, но во многих). Принцип их действия — как наш "Подорожник", т.е. кидаешь на карту деньги и ездишь в пределах внесенной суммы. Пополнять карты можно на любой станции. Такая карта чертовски облегчает жизнь — приложил к турникету на входе, приложил к турникету на выходе, нужная сумма списалась автоматически, остаток турникет отображает на дисплее. Всё! Не надо ни искать нужную станцию на карте, ни рассчитывать по карте стоимость поездки, ни покупать билет на нужную сумму, ни доплачивать разницу, если на билете недостаточно денег. Пара секунд — и ты на станции. В условиях, когда надо успеть на поезд это иной раз спасает кучу времени. Короче, купить себе такую IC карту надо первым же делом в Японии, на ближайшей к аэропорту станции. Так вот, про мою карту и её особенности. У меня ICOCA
Kansai One Pass. В общем-то обычная ICOCA, за исключением того, что её выдают только при наличии иностранного паспорта
(т.е. жителям и резидентам Японии она недоступна), с ней дают карту линий и при предъявлении этой карты в разных туристических местах она даёт всякие скидки. Собственно, всё. Ах да, и на неё ещё прикольная картинка с Атомом (=^‥^=). Я вполне доволен.
Как я уже говорил, точную сумму, потраченную на поездки я сказать не могу, вот что не записывал, то не записывал. Однако, у меня сохранены все чеки от пополнения карт, плюс я помню, что к моменту крайней поездки (собственно, от Нингётё до Наритовского аэропорта) у меня на карте оставалось еще 800 с небольшим йен. Сейчас, по чекам я гляну сколько всего я закинул на карту за всё время в Японии. 3000 + 1000 + 1000 + 1000 + 2000 + 1000 + 2000 +2000 + 1000 = 14000 йен и еще из них 800 йен осталось. Это за все 10 дней. По текущему курсу будет 8 218,82 рублей. Опять же, здесь не просто метро, тут и поезда и экспрессы, и даже один автобус. Синкансэн я оплачивал отдельно наличкой, на него отдельный чек.
![20181027-113443](https://i.ibb.co/9q0rGcW/20181027-113443.jpg)
Увеличение фото по клику.
Про легендарные синкансэны. Это у JR отдельные линии, с отдельными моделями поездов и вагонов. Станции, конечно, те же самые, что и у обычных линий, это понятно. Гонят они — дай Бог как, аж уши закладывает. Места очень комфортные, со столиками как в самолёте. Кстати, на этих столиках как раз можно поесть станционных бэнто, т.е. эки-бэнто, которые там же на станциях и продают. Кстати, рекомендую. Не, ну, а че, к моменту выезда завтрак уже растворился, ехать еще два с половиной часа, так почему бы и не поесть? Половину штук в своём бэнто я не узнал по виду, но было очень вкусно. Вообще, в Японии я далеко не всегда мог определить ингридиенты того, что я ел, но вкусно было всегда (кроме натто, но это отдельный разговор). Так вот. Синкансэн мне понадобился ровно один раз — на переезде Осака-Токио, 21го числа. Кстати, билет я брал вообще на левой станции JR, уже возвращаясь в отель. Это очень удобно, что не надо ездить на специальные станции для этого. Сел я на синкансэн "Нодзоми" ("Надежда"), тот самый, на который не работает JR Pass, место было закрепленное. Для покупки я просто сказал, что "хочу доехать от Осаки до Токио завтра", и контроллер спросил во сколько примерно и написал на бумажке ближайшие времена отправления поездов, я выбрал время, потом он спросил хочу ли я reserved или unreserved, я сказал резервед и потом он спросил около окна или около прохода, выбрал около окна. Всё. Я думал будет сложнее. Потом оплатил. И всё это удовольствие обошлось мне в 14450 йен (это по текущему курсу 8 482,99 рублей). Да, в одну сторону. Легко прикинуть, что одна поездка Осака-Токио-Осака уже отбивает JR Pass, но такая дорогая поездка у меня была ровно одна. Так что некритично.
![20181027-115556](https://i.ibb.co/k9G51BB/20181027-115556.jpg)
Увеличение фото по клику.
Как я уже говорил, станции для синкансэнов те же, что и для обычных электричек, но поскольку линии синкансэнов тоже весьма определенные, понятно, что ходят они не со всех станций вообще. Например, конкретно мой "Нодзоми" уходил со станции Shin-Osaka. И она намного больше средней станции по размерам, я бы даже назвал её вокзалом.
![20181021-114647](https://i.ibb.co/j3JGLc9/20181021-114647.jpg)
Табло соответствующее. Видно, что мой поезд 126 уходит с 25 пути и свободные вагоны у него с 1 по 3. Кстати, о свободных вагонах. Как уже говорилось, у синкансэнов есть две категории билетов - reserved и unreserved. Так вот, с unreserved билетом как раз и надо идти в такие вагоны, там всё как в обычных электричках, успел занять место - сидишь, не успел - стоишь. Как узнать где эти вагоны? Так на платформе же подписано. Вот, кстати, удобная фишка, которой нет в России — везде, на каждой станции, что в метро, что в электричках, на платформе есть наклейки где будет какая дверь какого вагона. Также указано где останавливаются вагоны "только для женщин" (мужикам вход воспрещен). Просто подходишь к нужной наклейки - и становишься в очередь в нужный вагон, удобно! Этого мне будет не хватать.
![20181021-115257](https://i.ibb.co/tqf2djh/20181021-115257.jpg)
Свой синкансэн я заснять не успел, больно быстро он прибыл, но успел заснять предыдущий, тоже "Нодзоми".
![20181021-121854](https://i.ibb.co/xDBg8QQ/20181021-121854.jpg)
Внутренности вагона. Вообще, что-то подобное я наблюдал и в нашем "Аэроэкспрессе" в Москве, но!
![20181021-142316](https://i.ibb.co/sP4RpVg/20181021-142316.jpg)
НО! Вот тут со мной случился культурный шок. Нет, ну вы только посмотрите на это! Это же писсуар в поезде! Как?! Зачем?! Почему?! Я был в шоке от увиденного. Понятно, что эта кабинка "только для мужиков".
![20181021-142338](https://i.ibb.co/D4V4HSb/20181021-142338.jpg)
А еще там есть просто раковина для мытья рук, только вот стоит она в проходе, без двери, т.е. чтобы просто помыть руки не нужно ждать, пока кабинка освободиться.
![20181021-121857](https://i.ibb.co/59GNM7g/20181021-121857.jpg)
Отъезжаем со станции, прощай, Осака!
![20181021-122336](https://i.ibb.co/sWNnZrS/20181021-122336.jpg)
Время есть бэнто!
![20181021-122552](https://i.ibb.co/g4KM7f2/20181021-122552.jpg)
Разворачиваем... Кстати, бутылка чая рядом — отличная! Мало того, что это черный чай, а не зеленый, так еще и с мёдом, а не с сахаром.
![20181021-122642](https://i.ibb.co/nBmtQD3/20181021-122642.jpg)
Та-дам! Вы сможете по виду узнать что за ингридиенты? Я и по вкусу не всегда мог.
![20181021-131233](https://i.ibb.co/vHPrghC/20181021-131233.jpg)
И еще один момент. О станциях. Честно говоря, после нашего, питерского метро, после московского метро, после новосибирского метро, после минского метро, после наших вокзалов, станции в Японии просто убогие. Из оформления — только, блин, реклама! Никакого вам мрамора, статуй, барельефов, стилизованных светильников — только голые бетонные колонны, асфальтовый, либо плиточный пол и голые стены. И да, везде эти желтые металлические полоски на полу для слепых, а также желтые металлические пупырки на полу. Нет, такие же штуки есть и у нас, только не в таких количествах. Они будут не только на станциях, но и просто в городе, перед каждым переходом, перед каждой лестницей, каждым эскалатором. В этом, Япония, конечно, нас обошла. Но дизайн станций — его тупо нет. Единственный раз, когда я видел что-то похожее на дизайн — это станция в Токио Doubutsuen-mae
(Перед зоопарком), там хоть колонны как-то оформили и на станционные "двери" наклеили панд. Вообще, отсутствие дизайна на станциях просто удивительно, учитывая насколько японские художники круты в оформлении всего и вся. Но вот, фиг вам. Чего нет, того нет. Зато что хорошо — так это наличие на каждой станции туалета. С местами для инвалидов, между прочим! Вот этого мне будет в России не хватать. И указателей на станциях понавешано и понаклеено просто немеряно. Навигация там очень удобная, учитывая, что надписи продублированы по-английски. Кстати, пресловутых рамок и досмотра вещей там нет вообще. Как беспечно живут! С платформами тут полный зоопарк — где-то просто одна платформа по центру, где-то две боковые, как у электричек
(в Москве тоже есть станции метро с таким дизайном), где-то есть кривые платформы, где-то вообще три платформы, а где-то их дофига, как на наших вокзалах. Часто разные линии расположены на разных уровнях и при пересадке надо подниматься или спускаться. Еще есть такие вещи, как монорельс и канатка. Если на канатках мне не довелось поездить, то монорельсовые линии видел и пользовался. Во-первых, это, конечно же, линия Yurikamome, по которой надо ехать на Одайбу в Токио. Она знаменита в первую очередь тем, что там поездом управляет AI, машиниста нет. На ютубе полно видео, снятых из первого вагона, где вместо места машиниста — стекло.
Например, у Дмитрия Шамова. Я тоже не удержался и сделал своё небольшое видео, залью его попозже, а пока просто фотка.
![20181021-164542](https://i.ibb.co/C8z8kZH/20181021-164542.jpg)
Светлое будущее всех поездов!
Поскольку эта линия — путь к статуе Юникорна, то проехать мимо неё я никак не мог. А вторая линия — это монорельс до Диснейлэнда. Там специальный стилизованный поезд и тоже без машиниста. Станций на всей линии, правда, всего 4 и они закольцованы, так что если ехать в Диснейлэнд, то мимо этого поезда трудно промахнуться.
![1540171576098](https://i.ibb.co/NrQhq5q/1540171576098.jpg)
Такие вот там окна, например.
Другой момент, связанный с линиями и станциями, про который я не сказал еще — это то, что у каждой станции есть свой номер. Он записывается как "код линии" + "номер станции", например, моя родная Shinsaibashi это М19, что расшифровывается как Osaka Midosuji Line station #19. Для людей, у кого проблемы с чтением кандзей эти коды просто спасение! И почему у нас станции так не подписаны?
Про поезда и вагоны. Тут тотальный зоопарк! Как уже было сказано, в Японии множество железнодорожных сетей, тот же JR, Tobu, Kintetsu, Toei, Hankyu, метрополитены разных городов и т.д., и т.п. (Не то, что у нас — метро и РЖД. У нас, конечно, гораздо проще с этим). Плюс, у каждой компании есть обычные электрички, экспрессы разных видов, плюс где-то разная ширина между рельсами, что тоже накладывает свой отпечаток... Даже при таком кратком описании понятно, что моделей поездов и вагонов просто море. На любой вкус и цвет, как говорится. Для нас это выливается в то, что где-то в вагонах стоят дисплеи, которые показывают текущую станцию, следующую станцию и схему линии. Где-то просто висит схема линии и огоньком показывается где мы сейчас. Где-то только схема линии. Где-то и этого нет. Зато во всех поездах голосовые сообщения на японском дублируются на английском. Это спасение для людей, не знающих японский. Обычно формат объявления такой: "Станция ---, следующая станция ---, пересадка на линию ---, а также линию ---, выход с --- стороны", а перед станцией говорят "прибываем на станцию ---, повторяю, прибываем на станцию ---", а при прибытии название станции всегда говорят два раза: "станция ---, станция ---, не забывайте свои вещи, спасибо, что воспользовались услугами нашей --- компании сегодня, ждём вас снова". Еще они любят рассказывать что там рядом со станцией находится, перечисляют ближайшие храмы, музеи и т.д. Например, могут сказать "пассажиры, следующие в Диснейлэнд, вам нужно выходить на этой станции". Удобно! Но и долго тоже. Иногда добавляют "на этой станции очень большое расстояние до платформы, будьте осторожны при посадке и высадке".
И, конечно же, неизбежное примечание про внимательность. Про разные типы поездов я уже сказал, еще добавлю, что некоторые платформы делятся разными компаниями к тому же еще. Не все, но бывает. Так что с одной и той же станции, с одной и той же платформы можно уехать в разные места в зависимости от поезда. У нас такое тоже бывает, так что следите! При всем моём внимании и знании японского всё равно пару раз я ошибался и уезжал не туда. А как вы понимаете, это чревато издержками вполне материальными. Потому что в Японии нет такого "зашел в метро, один раз заплатил и катайся хоть весь день", как у нас. Ты платишь четко за расстояние. Проехал не туда? С вас --- йен за эти станции, потом еще --- йен чтобы добраться обратно, потом еще сумма за правильный маршрут. Не говоря уже о потерях времени. Так что, будьте внимательны!
Про аренду машин и велосипедов ровно четыре слова: я этим не занимался. Скажу только, что это явление существует. Но, насколько мне известно, для аренды машин наши русские права не подойдут, нужны именно японские, а их еще нужно получить. Плюс, левостороннее движение же. Что, кстати, выливается в объявления типа "держитесь левой стороны" и разметку на полу станций и лестниц. Кстати, велосипедные дорожки наблюдал регулярно. Не вообще везде, но много где. Стоянок велосипедов много, велосипедистов тоже. Еще заметил, что все предпочитают модели с открытой рамой, которые у нас еще называются "женскими". В Японии они так не называются, и их основная масса. Еще видел очень много великов с корзинками, с фарами и зеркалами, а также с креплением для зонтика на руле, чего в России не видел вообще никогда. Оснобенно порадовали велосипеды с двумя детскими сиденьями, одно спереди, одно сзади. Едут две такие японские мамашки рядом, болтают, а спереди и сзади по ребенку по ребенку прикреплено. Удобно, чо! А по размерам уже как мотоцикл получается, здоровенный.