Игра
Mortal Kombat: Shaolin Monks
Mortal Kombat: Shaolin Monks
Ну, вот и собрался написать о ней. Не прошло и года. Итак, официальная информация: игра не имеет альтернативных названий, так и называется "Шаолиньские монахи" , вышла 09/16/05 в Америке и 09/30/05 в Европе, разработчик Midway Studios - Los Angeles, жанр экшн и beat-`em-up, ну в смысле ходилка-всех-замочилка . С официозом все, картинки, как и в прошлый раз беру с Gamespot`а и ставлю их в виде ссылок, дабы не загромождать лишний раз море (которое потом будет открываться и грузиться каждый раз при новом комментарии - раздражает, все-таки большие джейпеги, это вам не маленькие гифы). Кстати, вот обложка игры (безо всяких пошлых надписей "Русская и английская версия" и "Переведено и озвучено профессиональными актерами" обложка спереди, обложка сзади (что особенно интересно, ибо на наших дисках сзади другая картинка)
Едем дальше... под морем...Едем дальше. Как уже было сказано, игра представляет собой бит-ем-ап, только трехмерный, причем не какой-то там, а по известной и популярной (и любимой многими, в том числе и мной) вселенной Смертельной Схватки, эмм Битвы... Драки... короче батяни Комбата . Про судьбу серии надо сказать отдельно, дабы многие люди, которые не в теме (а таких становиться все больше) поняли о чем речь. Я уже и не помню номера годов и прочую фигню, но прекрасно помню, как достал-таки картридж с первой частью и начал тренироваться. Графика произвела сильное впечатление... Потом были поиски секретных кодов, вторая часть, обмены картриджами, поломанные джойпады, домашние "турниры", третья часть... И все было клево. БЫЛО клево. Эпоха Мегадрайва постепенно подходила к концу, с появлением первой Плэйстэйшн это стало совсем очевидно, что 16ти-битки должны уступить 32ти-биткам. Совершенно логичным виделось и трехмерное продолжение Комбата... И тут началась фигня. Вместо нормальной четвертой части на Первой Соньке, выходит непонятное Ultimate, многих сбившее с толку. Понятие "аддон" и так не было никому знакомо, а тут еще беспрецендентный случай - аддон для Сеги Мегадрайв! Вопрос "А разве Ультимейт на четвертая часть?" действительно имел смысл, и много раз задавался. Но это все-таки не четвертая часть. Это доработанная и улучшенная третья, больше ничего. Возникло чувство опошления святого, которое усилилось, с выходом (по слухам и новостям) Trilogy на Сатурне, которого в нашей стране мало кто видел в лицо. Нет, я понимаю, все БЫЛО неплохо, но зачем было плодить одинаковых ниндзей, различающихся только цветами костюмов? Куда нам эти цветные киборги? Ну и так далее, вопросы, возникавшие в душе у всех фанатов. А четверка все не выходила... И ожидание становилось более напряженным... еще более напряженным... И тут наступает момент, когда ты забиваешь на все это к чертям собачьим и уходишь на кухню пить чай. Четвертый Комбат? Да ну? Да неужели вышел? Правда? И где он? Его кто-то видел? Ну и что? Впечатления примерно такие. Если бы граждане разработчики, и в частности граждане Бун с Тобиасом не занимались непонятной фигней, если бы четверка вышла в срок, то серия жила бы и дальше, я бы оставался фанатом, купил бы (читай "до смерти достал бы родителей просьбами о покупке") Плейстейшну, которая по тем временам была недешевым удовольствием, и все были бы довольны... Так нет же! Добило появление маловразумительного Sub-Zero Mythologies, о котором я слышал только плохое, так что даже сейчас рука не поднимается запустить этот ром и посмотреть что же это за зверь такой и с чем его едят. В конце концов, жизнь слишком коротка, чтобы играть в отстойные игры, нэ?
Дальнейшие события пересказываю не от себя, а по истории, ибо на большой-большой срок выпал из темы по этой самой причине разочарования и "смерти серии". В общем, Бун с Тобиасом разошлись, один ушел к Майкрософт и даже сделал некий файтинг для первого Икс-Бокса (обзор этого файтинга, который назывался, если мне не изменяет память Tao Feng я даже читал в каком-то там номере "Страны игр", и он у меня где-то валяется, но перечитывать не особо хочется), а второй все пытался оживить мертвого Комбата. Попытки были... неудачные. Special Forces для первой Соньки вышел, мягко скажем, отстойным (это тоже по истории, сам не видел, хотя было бы, наверное, интересно).
И вот, наступает эпоха Второй Соньки. Которая сейчас, в данный момент, благополучно подходит к концу, но это не имеет значения. Разрабы понимают, что надо срочно что-то делать. В смысле понятно что - игру -, но непонятно как бы сделать её не просто хорошей, а "возрождением серии". Срочно начинает
Началось все еще до покупки второй Соньки. Так, было некое шевеление в подкорке на тему "а не купить бы мне PS2?", но из-за отсутствия средств все это благополучно давилось и забывалось, периодически обостряясь, но не более того. Потом я вернулся в мир аниме (и чувствуется, что на этот раз - на всю жизнь), и в частности Гандамов. А что такое аниме, как не PS2? Вопрос, с первого взгляда, кажется идиотским, но на самом деле таким не является. Да, огромное количество отменных игр "по мотивам" выходит в Стране Восходящего Солнца и причем именно на этой платформе, что для меня было немаловажно. К тому времени у меня уже накопилось солидное количество "хочу", но перерасти критическую массу они все еще не могли, и вот... И вот наступил светлый момент ноября 2005, когда я взял в руки свежий выпуск "Консоли" со статьей про Shaolin Monks... Сначала, я попытался найти эмулятор, но качество даже самого лучшего из имеющихся меня резко не устроило. В итоге - см. пост про покупку сони. Да, лучше поздно чем никогда. Естественно, первыми купленными играми были Армагеддон и Шаолинь Монкс :). Кстати, кто не понял, Армагеддон - это последняя на текущий момент, седьмая часть Мортал Комбата. Первым делом приступи к дегустации блюда из Шаолиня. Кстати, при чем тут Шаолинь, я вообще не понял, но интуиция подсказывает, что это связано с единоборствами :).
Все, можно считать, что вступление и лирическое отступление заодно, закончены, перехожу к самой игре. Есть много факторов того , почему она мне понравилась. Начну с сюжета (не смеяться! он есть!). Вообще, несмотря на вольное обращение разрабов, чтоб они были здоровы, с сюжетом и персонажами, некая логика сохраняется и прослеживается. А до того бедлама, который начался потом были еще первая и вторая части, которые многими считаются лучшими (особенно вторая, первая - по светлой памяти). И сделав ставку на них, ребята-разрабы (неважно, что они уже давно не ребята, а большие мужики) не прогадали. Действие разворачивается во время между первым и вторым турниром, а точнее после окончания первого и до окончания второго. Если отбросить бред третьей части, то как оно все было устроено? В общих чертах представление имеют, наверное все, не в последнюю очередь благодоря фильму "Мортал Комбат", который вообще говоря - лучшая экранизация игр вообще, не считая последующих вещей, конечно. Злой дядя Шао Кан Завоеватель точит зубы на Вселенную. Идет её и завоевывает, понимаешь, и что ты будешь делать? Чтобы сие блядство остановить, Старшие Боги, управдомы Вселенной, учредили правила собственно "Мортал Комбата", Смертельной Схватки, которую надо победить 10 раз, чтобы захватить реалм - островок реальности, мир, "параллельное измерение", короче реалм . Ну, Шао Кан против Старших-то Богов не попер, куда там ему, однако решил все же побеждать завоевывать. И вот на его пути встал Earth realm, наш с вами мир. По традиции Комбатовской Вселенной, у каждого реалма есть свой бог-хранитель, рангом пониже Старших, но все равно бог. У нас таким персонажем был Рэйден, бог грома. Он бы и рад выкинуть всех захватчиков вон, да против правил не попрёшь, надо выигрывать в Смертельной Схватке... Что, собственно, получалось плохо - 9 из 10 битв наши всрали. И вот, 20й век по Земному календарю, последний, 10й турнир. Шао Кан уже облизывается, в своих голубых мечтах представляя, что он сделает с Землей, когда победит... Но не тут-то было! На сей раз Рэйдену удается собрать стоящий бойцов, которые и выкидывают захватчиков к чертям в Outworld обратно (см. первый фильм). Ну, Рэйден само собой рад, вручает всем медальки и вроде бы пора на покой, по домам... Но Шао Кан не рад. Совсем не рад! Он впервые за миллионы лет обломился с любимым развлечением "захват реалма". Причем подвели его лучшие войны - Горо, многократный чемпион побит, а Шан Тсунг - лучший колдун... в общем тоже побит, да еще мало того - готовит планы свержения самого Кана! В воспаленном мозгу злодея созрел новый план... Он вернул Цунгу молодость и решил заманить чемпионов Земли в Аутворлд, к себе домой, чтобы там с ними разобраться и, таким образом, выиграть 10й турнир, нарушив правила. Чемпионы Земли - это Лю Кэнг, Кунг Лао, Соня Блейд и Джонни Кейдж, плюс Рэйден как бог-хранитель и их ментор, плюс преступник Кано, затесавшийся туда случайно. Ну и еще где-то далеко и сверху - таинственные Старшие Боги, ведущие свою игру против Шао Кана, и соответсвенно, тайно помогающие нашим. Такова завязка. Спойлерить по сюжету самой игры я не буду, дабы не портить удовольствие самим увидеть каким именно образом всех туда заманили и всего прочего. Скажу сразу, что по сути игра - это прохождение второй части за Лю\Кунга\их вместе, с посещением всех памятных мест, в том числе и из первой игры.
Этот фактор - фактор узнаваемости стиля, локаций, врагов, персонажей, я считаю первый из двух важнейших факторов успеха игры. Человек в теме (читай - фанат старых Комбатов) получит массу фана и ностальгии, многое узнает и сделает из того что он давно мечтал. Помните? Можно побить монахов, висящих за заднем плане? Можно скормить врага деревьям Живого Леса? Можно ли спасти Соню? МОЖНО! И нужно! Соблюдение стиля "двойки" - стопроцентное. Основными врагами будут таркатаны, пресловутые родственники Бараки, с острыми зубами и лезвиями в руках, сколько их предстоит замочить по пути к Шао Кану - просто не счесть! Нет, ими бестиарий не ограничивается, конечно же, но больше всего достают именно они. И еще эти Masked Guard, охранники Шан Тсунга, появляющиеся еще во вступительном ролике... Сильные заразы, сразу и не сообразишь как их бить-то.
А второй фактор успеха - собственно геймплей, сама игра. О да! Наконец-то, после неудачных попыток сделать хорошую бродилку по Комбату у них получилось. Камера не раздражает (это в сингле, а вот к ко-опе, к сожалению ей управлять нельзя, и она все-таки раздражает, но это можно простить), управление удобное, а кровища вылетающая из врагов ведрами, хотя и не радует как раньше, но все равно очень в тему. Головоломки, основанные на убийствах - это высший класс! Насадить врагов на шипы\крюки, чтобы пройти дальше - о да, очень по-комбатовски. Кидаешь врага на шипы, ну и прыгаешь по нему дальше - разве не прелесть? Деревья в Живом Лесу надо покормить, тогда они откроют проход дальше. И так далее. Отличное решение! Есть в игре и оружие - ну, оно тут есть, и им даже иногда приходиться пользоваться, но оно не играет главной роли, как например в Принце Персии (тоже, кстати говоря, удачное воскрешение серии). Два момента в игре, когда им пользоваться обязательно - это при убийстве Бараки и чтобы открыть проход на финальный уровень. Все, в остальном оружие факультативно и необязательно. Фаталити тоже есть! Они выполнены как мгновенно убивающие суперудары, дающие к тому же дополнительную экспу (про экспу позже). У персонажей есть линейка "ярости", заполняющаяся по мере избиения врагов, у линейки максимум четыре полных заполнения, которые будут выдаваться по сюжету (изначально мы не умеем делать фаталити, потом учимся, потом добавляется второе заполнение линейки, потом еще одно...). Фаталити требует одной линейки, Мульталити - двух, а за три линейки можно сделать аж целое Бруталити. При этом реально Мульталити и Бруталити не имеет смысла использовать, ибо жрут они "ярости" много, а экспы не добавляют. Да, у персов есть экспа, которая дается за убийства врагов и успешные Фаталити (за использования мгновенного убийства за счет stage fatality, типа выкидывания врага из окна, скармливания его деревьям и т.д. экспы не дается, ну и за Мульталити\Бруталити тоже не дается). Экспа тратиться на развитие персов (а куда ж еще?!), то есть покупку новых суперударов и комб. От себя добавлю, что тут разрабы несколько просчитались, ибо выкупить всё реально уже к середине игры, а потом и тратить экспу будет не на что, зря они так, систему можно было продумать и получше. Вот, например, когда я проходил первый раз за Лю, то к концу игры, не особо напрягаясь, я имел 50.000+ лишней экспы (а это много). Но сама возможность все равно радует. Кроме того, в игре много секретов, чтобы их все открыть придется возвращаться на пройденные уровни с новыми "платформенными" способностями. Способности эти выдают строго по сюжету, за выполнение сюжетных заданий, так что срезать путь собирания секретов не получиться, надо пройти игру как минимум
Помимо красных Koins, в которых прячутся обычные секреты, есть еще секреты "настоящие". Они открываются только внимательным (ну или тем, кто прочитал всякие солюшены ). Во-первых, это Смоук и его миссии. Прячутся в Живом Лесу, в локации с большим водопадом, на карте отмечена дверь, в которую нельзя войти, туда надо метнуть врага (а из врагов под рукой только бесячие статуи, вот их и надо кинуть), и вуаля! Тут мы сможем открыть секретное фаталити Лю Кэнга, которого нет в списке (назад, вверх, вверх, вперед, квадрат), Пыточную, смысл синих порталов в Портальной Аутворда (которая, блин, просто "перекресток миров", в самом деле!), Зал Славы из первой части (там Ермак! там Ермак!) и Яму-2 из второй части, а главное - за прохождение всех пяти миссий Смоука откроют полноценную, встроенную в игру MK-2! В версии аркад, но тем не менее. Еще в игре есть секретные боссы, их три - это уже упомянутый Ермак, прячущийся в Зале Славы, Милена, сныкавшаяся в Деревне-на-ветвях в Живом лесу (помните дверь в которую нельзя войти на самой первой локации Живого Леса? вернитесь сюда когда научитесь качаться на ветвях...) и Кано, находящийся, естественно, в темнице Шао Кана, его можно будет побить уже в самом конце игры, перед финальными боссами, за это дадут увеличение линейки здоровья (!) и дополнительную среднюю лечилку во время финальной битвы (что совсем не лишне, учитывая, что финальных боссов... позже скажу). Чтобы побить Кано (а заодно и освободить Соню и поручкаться с Джаксом) надо четыре раза поболтать с Китаной в камере, перед выходом к финалу. Самый сильный ИМХО - Ермак, он же самый хорошо заныканный, ведь до Зала Славы переться надо весьма и весьма далеко от того места, где дадут раскачивание на ветвях... Вообще, в игре будут мелькать: Лю и Кунг в роли главных героев первого прохождения; Рэйден, в роли их ментора; Соня, в роли похищаемой и спасаемой; Джакс, в роли спасающего Соню; Кано, в роли захваченного на пару с Соней; Китана и Саб Зиро, в роли союзников; Джонни Кейдж, в роли хохмача; Джейд и Милена - в роли боссов; Рептилия, Барака и Скорпион - тоже боссы; Смоук, в роли раздатчика секретных миссий; Кабал - в роли пленника (за спасение отдаст свои мечи-крюки); Ермак, в роли хорошо замаскировавшегося босса... вроде бы все. А, еще Горо, в роли недобитого чемпиона Шан Тсунга; Шан Тсунг в роли главного жупела; Кинтаро, в роли мальчика для бития; и сам Шао Кан, в роли себя, то есть Самого Главного Жупела №1; а также Нуб Сайбот и Кван Чи в роли таинственно мелькнувших неизвестных личностей. Кстати, лейтмотив сюжета - это соперничество Лю и Кунга, с финальным примирением. Неупомянутый секрет - это режим Survival, который находиться за секретной "дверью-обозначенной-на-карте-но-в-которую-нельзя-войти" на первой локации Foundry, где сейв-пойнт. Надеюсь, все понимают, как такие двери открываюся? Кстати, на той же локации спрятаны, если память мне не врет, как минимум три Koins, причем одна открывает Скорпиона для версуса.
Да, про сложность. Тут наблюдаются сильные колебания от очень простого, до неоправданно сложного. К счастью, самый сложный момент в игре - это финальный босс, вернее боссы, а также пресловутый Survival, который большинство людей даже не потрудиться открыть. Финальные боссы - это серия из Шан Тсунга, Кинтаро и Шао Кана, идущих подряд, безо всяких перерывов и возможности подлечиться (говорю за уровень сложности Normal, может на харде и лечат ). После победы над одним из боссов дают только одно маленькое здоровье и все, крутись как знаешь. То есть побеждать всех трех надо "на одном дыхании", буквально. К счастью, я уже нашел стратегию (после десятка попыток), да, думаю, и вы поймете. Подсказка будет всего одна - и Горо, и Кинтаро зверски сильны в ближнем бою, так что подходить к ним близко смысла нет никакого, однако гиганты крайне неповоротливы и медленно ходят и стреляют... Намек ясен? Если уворачиваться от их выстрелов, то реально победить "неуязвимых чемпионов" вообще без единой царапины. Что немаловажно в финальном бою. Все здоровье следует сберечь на Кана, ибо он настоящий босс из боссов и тут предстоит как следует постараться.
Еще в игре есть версус - для двух игроков, изначально открыты только Лю с Кунгом, остальных персов для версуса надо открывать в коинах. Для сингла и ко-опа изначально открыты только Лю и Кунг, но можно открыть еще Сабыча и Скорпа - для этого надо пройти игру соответственно за Кунга и Лю. Помимо этого, в игру встроены ролики Гаунтлета и какой-то игры по американскому футболу, демо-версия Сафферинга и аркадный МК-2. Главная фишка, ради которой стоит играть - это кооператив. Фан, получаемый от игры вдвоем с лихвой перекрывает злость от тупой камеры, плюс, есть мощное преимущество по сравнению с синглом - это, если один перс выпадет за пределы поля зрения камеры, то он автоматически телепортируется к товарищу. Особенно удобно при прохождении платформенных элементов игры, типа гиганской змеи Рептилии.
Подведу итог. Данная игра (то есть Mortal Kombat: Shaolin Monks) представляет собой отличный пример возрождения серии Мортал Комбат и удачной по ней бродилки в духе незабвенных Renegade и Street of rage только в 3D. Полностью выдержанный узнаваемый стиль, сюжет и отличный игровой процесс, особенно в кооперативной игре, дают мощный заряд фана, который будет особенно силен, если вы - старый фанат серии. Рейтинг "Консоли" для фанатов - 9.2, тут уж я соглашусь полностью. Игра - шедевр для ценителей, для остальных это будет еще один хороший beat-`em-up, на который все равно стоит взглянуть. Вотъ.
Скриншоты:
Парное избиение таркатанов.
Перетягивание скорпионовской веревочки... на выживание.
Стаж фаталити, которое делается простым апперкотом.
Все такое... родное!
Вправление мозгов по-Горовски.
Объединим усилия!
А это уже из ролика. Лю.
Из ролика же. Кунг.
Постановочный скриншот из кооператива. Но все равно выглядит кошерно
Строганина по-бараковски, или один из самых известных суперударов второй части.
Ja ne!