Игра
MS Saga: A New Dawn
MS Saga: A New Dawn
Давно я уже не писал ничего подобного, пора исправляться. Тем более, что есть и хороший повод - игру я прошел до конца, осталось только внесюжетное дополнительное подземелье, для 110% зачистки игры, это уже не так критично, ведь свое полное впечатление я уже составил.
Итак, в качестве "шапки" статьи, как обычно, короткая классификация игры. Жанр - jRPG, разработчик - BEC, издатель - Bandai Games, платформа - PS2, дата выхода оригинальной версии (в Японии) - 30 июня 2005 года, американской - 21 февраля 2006 года, у нас - ну, я думаю, никому не надо объяснять . Альтернативные названия: Gundam RPG, Gundam: True Odyssey - The Legend of the Forgotten G, Gundam: True Odyssey - Ushinawareshi G no Densetsu (японское оригинальное название), Mobile Suit Saga A New Dawn. Обложки игры: картинка 1, картинка 2, картинка 3. В нашей прессе игра была рассмотрена в моем любимом (ныне скончавшемся) журнале "Консоль" №5(10)`2006 (про другие не в курсе) в статье Гандамания. Там оценка игры составила 5.7 баллов (Игровой Интерес - 6, Графика - 6, Звук и Музыка - 6, Сюжетная Линия - 5, Ценность для Жанра - 5), что я буду комментировать ниже. В этот раз я принял решение разделить текст и скриншоты на два разных моря, для удобства просмотра. Кроме того, по техническим причинам, я не мог сам снимать скриншоты (увы, фотик разрядился), так что все картинки - из интернета, конкретно с Gamespot`a. На этом вступление будем считать законченным, переходим к самой игре.
Описание замечательной ролевушки под морем...Сделаю такой "дисклеймер" перед началом: все что будет дальше написано не претендует ни на малейшую каплю объективности и является моим личным мнением и впечатлением. Впрочем, как и всегда. Не вижу смысла писать "объективно", во-первых здесь не тот формат, блог это не печатный журнал, во-вторых объективность - она в показаниях правильно настроенных приборов, с многочисленными опытами, при учете всех погрешностей и с некоторой доверительной вероятностью. В областях, связанных с эмоциями, в том числе видеоиграх, она и не ночевала. А вкус и цвет у всех разные, правильно?
Ладно, поехали уже и про саму игру! Что мы видим, когда попадаем в игру в первый раз? Я не имею в виду главное меню. Конечно же, вступительный ролик! И здесь он получился великолепным, о да. Кто хочет увидеть его своими глазами - вперед на ЮТуб, там также есть и ролики битв с боссами и вообще много чего, если поискать. Единственно, жалко, что такой классный ролик на игру всего один. Да, больше ничего подобного не будет, и это сильно обламывает. Те же Финалки пришли к своей гипер-популярности не в последнюю очередь благодоря великолепным "крутым полигонам", в смысле внутренним видеороликам, не зависящим от мощности консоли. А так как Вторая Сонька у нас консоль, относительно неплохая, то пусть и показывает ролики на движке - решили разработчики, да так и сделали. Движок, кстати говоря, испытанный, RenderWare, так что технически все было проделано неплохо. И все равно обидно - что даже в самом конце игры нет заключительного ролика... Озвучены, опять же не все ролики, а только "особенные", что тоже не плюс... Но ладно, скрепя сердце, это можно простить, была бы сама игра хорошей.
Я не буду говорить про графику, тут все скажут скриншоты (хотя в движении они еще красивее), упомяну только о дизайне. Это вещь здесь довольно занятная, известно же, что на хорошем дизайне может выехать даже самая технически устарелая графика (вспомним Варкрафт 3 и ВоВку). Ну, в общем, тут так и получилось. Дизайн первой важной части игры - персонажей - выполнен по большей части в стиле "кавайный ребенок". Вы посмотрите на Тристана (стандартное имя главного героя, его можно менять, из-за этого в озвученных роликах его никто не называет по имени), на Фрица и особенно - на Эон! Главная троица сделана именно так. Кавай нас всегда радует, нэ? Тем более временами получается действительно очень мило . Более взрослые персонажи выполнены более серьезно, но в общем игровом стиле. Нареканий по этой части у меня никаких нет. Вторая важная часть игры - доспехи - сделаны в чибишном стиле, с большими головами и маленькими телами, совсем как в SD Gundam. Спорное решение, но привыкнуть можно. Мне, в общем, даже понравилось. Двигаются они прямо как живые, чего же боле? Бэкграунды, главная карта и подземелья: ну, главная карта сделана в известном всем, общем для, наверное всех японских ролевушек, стиле. Кстати, здесь нет ограничений на отображение партии, в том смысле, что обычно же по карте бегает только главный герой, он же представляет всю партию, здесь же на карте отображается доспех, стоящий на первой позиции в построении. Причем отображается честно, со всеми навесами, обвесами и тюнингом (про тюнинг см. ниже), что плюс. Подземелья оформлены в виде более детализированных 2,5D площадок с мини-картой. Дело в том, что камера в подземельях всегда закреплена на одном месте на каждом отрезке карты, и наведена на партию. Естественно, разработчики позаботились, чтобы ничего не загораживало обзор (за исключением случаев поиска секреток), так проблем типа "камера - враг игрока" здесь, к счастью, нет. Локации относительно детализированные, и довольно красивы (иногда попадаются действительно шедевры оформления). В режиме посещения городов мы ходим не в доспехах, а на своих двоих, управляя, разумеется, только Тристаном. Попадаются места, в которые можно пройти только с ключом (или отмычкой), обычно там склад чего-нибудь полезного. Есть и внесюжетные локации, с дополнительными сюжетными линиями, про них будет сказано ниже.
Стиль самой игры - обычный для всех jRPG, никаких экшн-вкраплений или паззлов, или еще чего лишнего. Бродим по карте, по городам, по подземельям, болтаем с персонажами, выполняем квесты. Random encounter-ы, все понятно и знакомо. Есть и улучшения стандартной схемы хождения - во-первых, это датчик стычек, он показывает сколько еще осталось до следущей драки, во-вторых есть модификаторы частоты стычек, их три. Это техника Invisible (владеет Тристан и Варгас) уменьшающая частоту появления врагов, что полезно на финальных уровнях, когда постоянные драки только раздражают, хотя работает четко не на всех локациях, это зависит от уровня врагов, чем они сильнее, тем хуже работает техника, например, на начальных уровнях Европы, если прийти туда на 30х уровнях битв не будет вообще, а в финальном подземелье драки будут идти примерно через одну; техника Call Enemy (владеет Тремми и Ли Фанг), которая наоборот, увеличивает частоту энкаунтеров, что полезно при прокачке, в хороших местах можно за время действия одной технике набрать уровень; и вещичка Stealth System, заменяющая Invisible, если вы не хотите тратить ТР. Другие, крайне полезные перемещательные техники - это Auto-Drive (мгновенное путешествие в любой посещенный город, но только с главной карты), владеет Тристан и Варгас (заменяется вещью GPS-System), а также техника Escape, мгновенно вытаскивающая из подземелья на главную карту (владеет Тристан и Варгас), заменяется SOS Signal Flare, только не раскатывайте губу, в сюжетных местах техники перемещения не работают.
Система боя - походовая, никаких линеек действия и судорожного нажимания на кнопки джойпада при пересечении нужной границы, как в Финалках, а также никаких наборных комбо, а-ля Легенды о Драгуне, никаких экшн-драк а-ля Tales of... ну и т.д. Просто походовый бой. Партия состоит из 6 мест, 3 на "передовой", 3 в Rearguard, сзади в тылу. Деруться только "передовики", в то время как в тылу восстанавливается здоровье, лечатся всякие вредные статусы и накапливается потихоньку энергия. О энергии. В бою есть 8 опций: ударить любым своим оружием, экипированным на доспех, буст-коронка, сделать технику (они тут аналог магии, расходуют ТР, как раньше МР, с тем отличием, что техники есть у всех, а не только у магов), применить айтемз, встать в защитную стойку (резко возрастает дефенс), зарядиться (увеличивает энергию), поменяться местами с товарищами в тылу и свалить из драки, если она нежелательна (не работает в сюжетных боях). Любое действие отнимает энергию доспеха (максимум энергии может быть 10 единиц), например, применение аптечки стоит 1 энергию, а вот буст-коронки жрут от 4 до 10... Как таковых, четко выделенных классов персонажей тут нет, но есть специализации персонажей - на стрельбе (Варгас), на быстрых атаках (Резнер), на поддержке (Эон), на боевой "магии", тьфу, техниках (Ляпис), сбалансированно (Тристан), ну и так далее. Каждый персонаж, при вступлении в партию говорит что он умеет лучше всего, да в общем, это можно и самому понять. На чем и строиться стратегия: на правильном своевременном выборе нужных действий, на ограниченности количества дерущихся бойцов, на наборе энергии (обычная скорость +2 за ход, при зарядке дается дополнительный +1, но персонаж не может контратаковать, есть и кое-какие модификаторы). Атаки могут быть ближнего боя, дальнего боя и боевые техники. Удары ближнего боя мощней, но могут вызвать контратаку, выстрелы нельзя законтрить, но они могут промахнуться и они все равно слабее ударов, а боевые техники нельзя никак блокировать (бывают враги, защищенные от выстрелов, или от ударов, но от техник не защищен никто), правда они довольно слабые поначалу. Удары могут вызвать изменение статуса, как понижение силы/скорости/защиты, так и перегрев (нельзя атаковать и делать буст-коронки), замыкание (нельзя вообще двигаться), кислоту (повреждения от каждого действия, причем сохраняется и после боя), а также психические атаки (типа полосатых гандамов на зебрах), вызывающие паралич (нельзя ничего делать, но только на один ход), ужас (нельзя использовать техники) и истерику (персонаж нам не подчиняется, делает совершенно случайные действия, может и врага подлечить, и друга ударить, полная психическая нестабильность и отсутствие ответственности за свои действия). Также атаки могут повредит напрямую пилота, что имеет две степени тяжести (просто Hurt и Hurt+) и сказывается на скиллах (резко увеличивается количество промахов, ослабляется удар и т.д.). Естественно, есть и лечилки для статусов, и шмотки-блокираторы.
О ролевой системе. Она есть. Но толком влиять можно только на броню доспеха (количество НР в чистом виде), на силу атаки (есть range и melee) и на скорость. Скорость влияет на очередность ходов и на вероятность нанесения "критикала", когда повреждения врагу удваиваются (осторожно, это верно и для врагов, получить критикал бывает очень неприятно). Ах да, видов оружия ближнего боя 4 - мечи, топоры, копья и кулаки. Кулаки самые слабые, зависят напрямую от персонажа и melee atk, однако расходуют 0 энергии (!!!) и ... И еще кое-что, потом скажу, это типа спойлер. Про баланс остальных типов я так толком и не понял, что там такого разного: мечи сбалансированы, отнимают 1 эн., топоры самые мощные, но требуют 2 эн., а копья очень большие по размерам и требуют спец-скиллов персонажа (рекомендуются для Резнер и Тремми), и чаще других делают критикалы и ударяют по пилоту. Вот вроде и все. Главное в игре - это показатели самих доспехов, range atk, melee atk, armor, HP, EN и speed. Они могут меняться прямым апгрейдом (для брони, в смысле НР, атаки и скорости), причем все показатели известны заранее, в смысле определены разработчиками, мы на это повлиять не можем. Всего есть 24 уровня развития доспеха, по 8 уровней на каждый показатель. Плюс тюнинг. Он же Set Parts. О, эта отрада сердцу фаната! Мечтали ли вы когда-нибудь собрать свою модель МД? Чтобы Плечи от Заку, руки от Зеты, ноги от Дома, а туловище... еще от кого-нибудь, обвесить её навестными пушками и встроенными пулеметами, добавить крылья-ускорители, щиты и мечи? Да еще и покрасить по-своему? Так вот, можно. Ради Бога. Изгаляйтесь как хотите, учтите только изменение характеристик, иногда красота идет во вред боевым качествам. Помимо ног, рук, плеч и корпуса с головой есть еще 4 позиции для доп-оборудования, где и начинается самое интересное. Тут вам и бустеры, и пропелланты, и крылья, и блокираторы статуса, и поды для фаннелей, и усилители брони, и вообще. Некоторые вещи занимают до 3х позиций из доступных 4х, так что придется делать нелегкий выбор, в зависимости от своей стратегии... Самые "вкусные", на мой взгляд, вещи - это Double Booster (+много ко всем характеристикам, а главное еще +3 к энергии) и Frontal Charge (+1 к энергии, набираемой за каждый ход, это рулез!, а если еще поставить +1 к энергии, набираемой за зарядку, то можно получать +5 эн. за зарядку. Вы только представьте - самые мощные буст-удары каждые два хода!), правда первый стоит 40 ECAPS(S), а второй существует в единственном экземпляре и дается в качестве приза на одной из внесюжетных линеек (потом скажу). Про ЭКАПСы. Дело в том, что это как бы главная сюжетная вещь. Объясняю.
Весь сюжет вертиться вокруг G System, изобретения доктора Зарта (имя забыл), было несколько типов G-System: Mini, Mega и Giant. Эта система могла создать что угодно по своему размеру, из этих самых ЭКАПСов. Однако, их неправильное использование вызвало великую катастрофу The Great Fall, которая началась в Северо-Американской Giga G-System 01, неизвестно из-за чего (это еще вопрос спорный из-за чего все началось, см. далее), но уничтожила 90% населения и почти все другие G-System (сохранились только несколько Mini G-System, вокруг которых выросли города, 5 Mega G-System и одна Giant G-System, о которой вы узнаете потом по сюжету, хотя в начале сообщается, что Гигантских вообще не сохранилось, это типа спойлер). В общем, Мини-Г жрут ECAPS(S) и там мы можем сделать себе какую-нибудь хорошую примочку для доспехов, причем в каждом городе выбор разный, советую копить 40 ЭКАПСОВ на Дабл Бустер, он есть в Штаб-Квартире Юникорна в Северной Америке. Кстати, Юникорны - это главная общемировая организация, которая создана с целью контролировать использование G-System и не допустить второго The Great Fall. Они там изначально и всегда "хорошие парни", это тоже типа спойлер. Кстати, информация для размышления - в законах, изданных Единорогами, запрещается создание с помощью Г-Систем оружия (мобильных доспехов) и... форм жизни, а также... способов телепортации. Вспоминаете где мы обнаружили Эон? Что она ничего не помнит?.. Что она способна слышать голоса в своей голове и чувствовать силу врага, сканировать его... Это типа намек.
Итак, главный зачинщик всего этого дела - деда Зарт, который давно умер, но кое-что успел сделать (например, несколько потомков) и передать им все наследство. До Падения, Зарты были богатой и уважаемой семьей... После же, стали изгоями №1. Кстати, их семейный признак - синие волосы и нежелание раскрывать свою личность... Это тоже намек. В общем, они долго мучались и прятались, в итоге рассеявшись по миру кто куда. В настоящее время живы как минимум 3 представителя этой фамилии (и все они попадут в нашу партию Это тоже намек). Один из них - старший сынок Влади Зарт, который уже вполне взрослый, по слухам стоит за таинственной организацией The Dark Alliance, с которой-то все и началось...
Главный герой и его друг Фриц жили себе в сиротском приюте Мисс Натали, который в один прекрасный день благополучно сожгли представители Темного Альянса и лично Влади Зарт в Чорном Заку, который стал для Тристана и Фрица врагом №1, с чего все и началось. С помощью таинственной тети Маши - Marie (The Fossil, по кличке Фрица), которая видимо была знакомой Мисс Натали (а на самом деле она - лидер Юникорна. Спойлер.), они смогли пробраться в Mega G-System #1 и создать себе первый доспех - ГМ, с которого мы и начинаем... Потом, в бою был добыт Заку-1, который стал доспехом Фрица, потом мы стали создавать другие доспехи, потом... Ээх!
В игре есть три арки, каждая примерно на 20-30 часов, спокойного прохождения. Первая арка - связана с уничтожением Темного Альянса, вторая - с Влади Зартом и созданной им организацией Нэо-Зарт, который стоял за всем этим, а третья - собственно со спасением Земли, принцесски Эон, а заодно каранием истиных врагов, которые до этого были совсем неизвестны, этих типов я раскрывать не буду. Режиссура и подача сюжета - на "отлично", было много классных моментов, порадовавших меня. Это оставило приятное впечатление от всего в итоге (к вопросу о рейтинге...). По ходу игры вы почувствуете рост над собой, не только в смысле прокачке, но и в доспехах. Вспомните драматический момент появления на сцене самого первого Гандама... Как он был крут... Как Заку-2 был круче ГМ-а... Развитие сюжета можно также проследить и по изменению типов доспехов - мы движемся по UC, от ГМ к Зете, Дубль-Зете и Ню Гандаму, как ультимативному доспеху всей игры. Виктори присутствует косвено, F91 нет совсем. Зато! Зато!... Читать ниже в спойлерах.
Теперь переходим к самому интересному вопросу, где и сосредоточены главные спойлеры, не сюжетные, но крайне занимательные. Я предупреждаю, эта информация может раскрыть некоторую игровую интригу и испортить шок/радость от раскрытия этого дела самостоятельно. Спойлеры пойдут после звездочек, читать дальше можно будет после второй линии звездочек.
***************************************************************
Итак, хронология и эпохи. Вообще, сообщается, что все дело идет далеко-далеко в будущем, но после Universal Century, так что нам встречаются доспехи именно из UC. Однако, дело не совсем так. Игра - большой кроссовер, там присутсвуют еще и Future Century и After Colony! В игре, в книге в библиотеке исследователя доспехов, или в библиотеке армии Эйзеганрда, не помню точно, есть упоминание об этих двух эпохах, одно на всю игру. Однако, подтверждение теории существования других вселенных мы получим в драматическом конце первой арки (ооо, это был момент!). Более того, во второй арке нам предстоит грохнуть Дьявол Гандам, да и парочка боссов будет как раз из Джи и Винга. Да, в игре есть Винг, Хэвиармс, Десскайт, Альтрон и Сандрок. А также Шайнинг и Бёрнинг Гандамы (он же God Gundam). Таким образом троица ультимативных доспехов - это Ню, Винг и Год. Винг мы получим по сюжету, Ню секретен и открывается только после прохождения игры, а за Год нам придеться выдержать серию поединков в Мобильном Колизее и победить "тайного чемпиона", про которого я уже писал тут, он является самым сильным боссом за всю игру, даже сильнее финального гада (!!), но при этом хороший парень, просто очень маньячный... Он построил Мобильный Колизей в Австралии, чтобы найти себе достойного соперника. Вот так вот. Чтобы получить God надо победить во всех лигах (их три, Новичковая, Ветеранская и Чемпионская), а потом подойти к организатору и согласиться с ним драться. Если (когда!) победите, он скажет, что вы достойны управлять его доспехом и можете использовать его силу во имя добра, да и отдаст его. Вот так вот. Кстати, за победу в первой лиге дадут тот самый гипер-полезный Frontal Charge (must have!), за вторую лигу дают Мега-Базуку Хьяки Шики, которая была в "Зете", (помните?) как мощную пушку, а за третью лигу дадут самый мощный световой меч на Земле. 38й уровень, чтобы все это пройти, а Колизей - единственное здание в Австралии, не пропустите. Кстати, туда можно слетать и в самом начале игры, как только получите контроль над Гавом. Дело в том, что за входом в Колизей есть секретная комната с очень ценной халявой (оббежать Колизей), особенно на том этапе игры.
Винговские Гандамы спрятаны на Горе Испытаний, и это вторая внесюжетная линия. Их охраняют по четыре сражения. А враги в этих сражениях - сдвоенные и усиленные боссы игры. Там есть три дорожки по четыре битвы, к Альтрону, Хэвиармсу и Десскайту. Причем для доступа на дорожку к Хэвиармсу нужен L3 ключ, его охраняют боссы первой арки (Гог, Биг Зам), для доступу к Альтрону нужен L4 ключ, его охраняют боссы второй арки, а вот Десскайт получить еще тяжелее. Проще же всего, почти в самом начале, можно получить Сандрок - он лежит за закрытой L3 ключом дверью к Moon Ark. Кстати, там есть еще двери L4 и L5, сами посмотрите что за ними...
Ню Гандам получить тоже просто - после получения L5 ключа летите к G-System 5 которая в Гренландии, северо-восток от Северной Америки, он там и создается. Кстати, третья внесюжетка - связана с получением Ню-оружия, которое тоже довольно мощное. Летите в Японию. На одном из Японских островов вы увидите разрушенный город и лес. Садитесь где есть место и идите в лес... Предупреждаю, преться до нужной двери придеться очень долго, подземелье абсолютно линейное, но очень длинное. Посередине стоит сейв-пойнт, после него есть дверь в секретную базу, где нет рандом энкаунтеров, но есть сюжетные битвы. Драться предстоит с Чорными версиями Гандамов (последний - Дубль-Зета), они крайне усилены по сравнению с оригиналами, так что сохраняйтесь, однако это самая простая внесюжетная линия - можно пройти как только вы получите L4 ключ, он понадобиться для открывания последней двери, за которой ждет Чорная Дубль-Зета и оружие Ню-Гандама.
Четвертая внесюжетка - на островах по всему свету есть спрятанные битвы с грандиозно сильными врагами. Их еще не проходил, ибо выносят ((
Последний секрет - это дополнительное подземелье Another G-System в Антарктике, оно открывается после прохождения игры, там можно взять Мастер Гандам, а враги там - не просто "Чорные версии", а "Адские версии" Гандамов, которые еще сильнее, шутка ли, за каждый обычный рандом энкаунтер дают 10.000 опыта?! А победить их - так это посложней некоторых боссов будет. Финальное испытание для маньяков-мазохистов, если островные битвы вас еще не вынесли. Жесть, но приятно, можно напоследок еще поиграться в игру... ))
Кстати, финальный гад будет в крайне красивом Чорном Винге, за него дадут Twin Buster Rifle, которая самая мощная пушка в игре, вообще говоря. Атаки босса по красоте сравнимы с лимитами Финалок, особенно Prelude to Destruction, приготовьтесь. Я его вынес на 40м уровне. Еще после прохождения игры к нам присоедиться Хэл на Сазаби, который четвертый самый мощный доспех в игре, достойный соперник Ню Гандама, вы же помните?
*******************************************************************************
Все, спойлеры кончились, можно читать дальше. А дальше у нас обсуждение рейтинга игры.
При всем своем уважении к "Консоли", я с ним категорически не согласен! Да, посмотрите на тот же Геймспот - оценка редакции 6.5, а оценка юзеров - 8.1 ! Думаю, игра заслуживает восьмерки вполне. Графика устаревшая? Графика превосходная, доспехи как живые, а какой дизайн! Мало озвучки? А она все равно американская и убогая, зато игра переведена с японского, это огромный плюс, в отличии от той же MSGRvZ2+. Сюжет штампованый? Там есть Гандам, Зета и все виды Заку с ГМ! Там есть куча классных моментов! Игра не вносит в жанр ничего нового? А на кой, позвольте спросить? Это отличная игра, там все понятно и узнаваемо. И вообще, можно не ломать голову с освоением свежеизобретенного стоячего велосипеда, а сосредоточиться на самой игре. Для фанатов Гандамов рейтинг возрастает на 2-3-4 пункта. Это игра для нас, не для всяких зажравшихся Финалками геймеров, которые понятия не имеют о Контратаке Чара!
Моё мнение - 8.5! Графика - там есть Заку, там есть Гандам! - 9! Звук и музыка - в опенинге отличный музон! - 9! Сюжет - там есть психически нестабильная девочка на Психо-Гандаме! - 9! Игровой интерес - а вы победите последнего генерала Темного Альянса, и увидите... и увидете... !!!! - 10! Ценность для жанра - 0, ценность для фанатов - 10! Да чего уж там, отличная вещь, но только для нас-фанатов.
На этом все, далее смотрите скриншоты, безо всяких комментариев. Ja!
Скриншоты из игры под вторым морем... Взяты с Геймспота.Взяты с Геймспота.