День у меня сегодня был очень короткий, потому что организм всё ещё пытается привыкнуть и перейти в рабочий режим. Так что проснулся я сегодня... не падайте, в 13 часов. Пообедал только в 15. В общем-то за такое время я не особо много успел сделать и моё основное достижение за сегодня было то, что я таки добил Старфилд. Благо с прошлой сессии мне оставались только две финальные миссии. Пробежал их и посмотрел концовку. Ну... Ожидаемо. Понимаемо. Не особо вдохновляюще, но тем не менее. Какая игра, такая и концовка... хотел бы сказать я, если бы это было так. На самом деле такие вещи никак не связаны. В общем, мне надо как-то подвести итоги по этой игре в целом. 105 часов получилось как-никак. В интернетах принято хэйтить Старфилд, но у меня есть своё мнение. Из всего потока хейта адекватных претензий на самом деле раз-два и обчёлся и я вижу почему люди выдвигают эти претензии и согласен с ними. Например: почему нельзя взлетать с планеты и садиться на неё в ручном режиме? В No Man`s Sky же можно. А вот тут такой движок, да. Почему в помещения заходит через подгрузку? Опять же, движок такой. Почему от планеты до планеты можно долететь только через карту, а вручную - сколько часов ни лети, никогда не долетишь? Опять же, это особенности движка игры. Либо ты их принимаешь и живёшь с ними, либо нет. А вот как можно объяснить отсутствие какого-либо транспорта на планетах — при всей моей снисходительности к игре я этого принять не могу. Дайте мне вездеход какой-нибудь! В Масс Эффекте же была "Мако"! Карта поверхности планеты просто говно убогое. Далее, это я услышал от Эрроу, но это тот еще идиотизм тоже: в игре есть рукопашный бой, НО! Чтобы его активировать надо полностью СНЯТЬ с персонажа оружие. Чтобы были пустые руки. Вроде бы логично, НО. Ты никак не можешь повесить "голые руки" на быструю клавишу! Т.е. в игре есть меню быстрого выбора оружия, но вот повесить в него рукопашку нельзя. Надо каждый чертов раз лезть в меню, снимать текущее оружие и только после этого получишь рукопашку. Это идиотизим. Опять же, стэлс тут убогий, впрочем, как и во всех предыдущих их играх. В сюжетке был один обязательный стэлс-момент и это страдание. И самая серьёзная претензия. Вы карту Земли видели, да? Виды из космоса, огни городов, всё такое? Просто прикиньте сколько там городов. Почему. В Старфилде. Во всей огромной галактике с тыщей планет, сколько городов? 5 или 6? И эти города похожи на деревни из Скайрима по размеру. Тот же Джемисон в системе Альфа Центавра — там один, сука, город. Единственный!! Сколько вообще там население, 5000 человек? Вы же были в Неоне, да? Вот где там вообще люди живут? В том, что показано в игре, я не вижу даже места, чтобы поселить всех NPC, которые на этой карте ходят! Ну блин! Даже если не задумываться специально — ну абсолютно не показано же где люди живут! Планета — это огромная площадь. Даже в одной стране может быть дохрена городов, а ведь помимо городов есть еще посёлки, деревни, СНТ всякие. А мы тут имеем 5-6 городов, в которых есть 4-5 магазинов, парочка заведений для сюжетных квестов и... всё. Это уровень условности JRPG. Причем JRPG эпохи SNES, в современных города побольше бывают. Но блин, на 1 планету — 1 город. Даже не так. На всё государство United Colonies - 3-4 города (Новые Горизонты на Джемисоне, Сидония на Марсе и Старый Дом на спутнике Сатурна, но его даже полноценным городом не назвать, и еще это поселение на Гагарине). Это как вообще? Этого МАЛО! Как ни крути, но очень мало. Это несерьёзно. Даже один город в Киберпанке или ГТА при всех их условностях, и то лучше, чем то, что есть в Старфилде на всех тысячах планет. Если бы они сделали бы хотя бы одну нормальную обитаемую планету с хотя бы 100 городами нормальных размеров — это было бы и то куда как реалистичнее. А то, что если сейчас — никуда не годится. Это разочаровывает. Да, в игре есть и положительные моменты, но они ведь тоже неотполированые. Я вижу потенциал идей, но их реализация очень средняя. Аванпосты — крутая фишка, если бы они нормально работали. Какого черта территория под аванпостом генерится заново каждую загрузку — я не понимаю. Иногда у тебя появляются новые ресурсы, которых раньше не было. Иногда монстры начинают спавниться внутри хабов. Иногда вместо стены появляется скала... Да блин, почему нельзя было зафиксировать однажды сгенерированную карту, а? Я не говорю про кривизну реализации межпланетных перевозок. Это сделано жутко неудобно, нет единого интерфейса, где бы ты мог мониторить линки, непонятно какие ресурсы доставляются куда и в каком количестве... В общем, идея хорошая, но реализация недоработанная. Редактор корабля классный, но деталей мало и меню выбора самих деталей неудобное. Редактор оружия — это было бы классной идеей, если бы не надо было модификации исследовать. Я не знаю кто, кроме меня вообще стал бы этим заниматься, ты можешь пройти всю игру просто поднимая рандомные пушки и собирая квестовые редкие, никакой функциональной необходимости в модификациях просто нет. Механика убеждения — очень странно работает. В одном из квестов можно просто убедить NPC отдать тебе ключ от супер-важного для этого NPC предмета. Выглядит это максимально нереалистично и максимально идиотски. А если читать те "аргументы", которые приводятся в этой мини-игре, то просто можно сдохнуть. Со смеху. Сканирование... ох, эта тема. В теории это может быть круто. Ты высаживаешься на планету и ищешь ресурсы, новые формы жизни, всякие аномалии и что-нибудь еще, может разграбленную пиратами базу какого-нибудь поселенца. Но по факту это выглядит так: ты врубаешь сканер и носишься по карте в поисках камней и зверей, чтобы отсканировать нужное количество и перейти к другому биому и так до тех пор, пока планета не будет "исследована" до конца. Это надоедает сразу же. На ДТФ есть рассказ чувака, который решил исследовать ВСЕ планеты, и боже, нет, я таким заниматься не буду. Это хуже гринда в JRPG, gameplay loop этого процесса крайне неинтересный. А ведь в теории идея такая хорошая... Бои в космосе примитивны и весьма условны. Любой космосим даст Старфилду сто очков вперёд по боям в космосе. Камон, у них регенерируются ракеты. Ракеты. Регенерируются. В процессе боя. Как и снаряды для пушки. Я уже не говорю про то, что видов ракет всего один: "ракета обыкновенная", или raketus vulgaris по-латыни. Разные виды ракет? Нет, не слышали. В игре можно жениться, но сделано это криво и неудобно, да и постельных сцен тоже нет. Почему?! Но давайте я поскребу по сусекам и найду что-нибудь хорошее про Старфилд. В игре есть интересные квесты. Назову, например, персональный квест Баррета, где надо было искать улики, опрашивать людей и пытаться выиграть дело. Назову квест Entangled, из основной сюжетной линейки, где ты прыгаешь между двумя разными вселенными в попытке их восстановить, идея не новая, но всё ещё годная. Квест, где надо выбирать что защищать Ложу или спутник Глаз, бьёт эмоционально, это единственный раз, когда я перезагружал сейв, чтобы переиграть квест, потому что результат моего выбора сделал мне больно. Механика прокачки, когда ты должен выполнить определенные условия, чтобы поднять ранг скиллу, в целом мне нравится, но у некоторых скиллов слишком плохо продуманный условия для повышения. Пример: "убить n врагов в невесомости". Эмм, а где вообще в игре есть бои в невесомости?! Такую ситуацию еще поискать надо. Т.е. опять же, идея хорошая, но реализация не очень. Также в игре есть единственная механика, к которой у меня не вызывает вопросов: механика взлома замков. Это хорошая, довольно неплохо выполненная мини-игра, удачная находка. Но это буквально единственная нормально сделанная механика во всей игре. Основной сюжет с его фишкой-спойлером, в целом хорош. Итог неутешительный. На руках мы имеем пачку хороших идей с плохой реализацией, старый движок, который связывает руки технически. Основной сюжет, в целом, неплох, но опять же, некоторые его моменты всё равно сделаны не слишком-то качественно. Вообще, мне кажется, что сравнивать Старфилд надо не с No Man`s Sky, а с Mass Effect, причем вторым (там Мако не было). Там тоже перемещение между планетами по карте, тоже парочка обитаемых миров при теоретически огромной вселенной, тоже есть сканирование планет. При этом Масс Эффект 2 всё равно выиграет Старфилд за счет того, что в МЕ2 из-за ориентации на персонажах они куда лучше проработаны и прописаны, плюс сюжет тоже проработан покруче и, в отличии от Старфилда, там есть постельные сцены. В общем сейчас Старфилд выглядит как помесь No Man`s Sky и Mass Effect 2 для бедных. Игру будут допиливать, в частности, планетный транспорт всё же обещали завезти патчем в следующем году, но я не уверен, что это качественно что-то изменит. Когда-то давно, у меня промелькнула мысль, что Старфилд может стать главным конкурентом Зельде на Игру Года в этом году, но по факту оказался сильно хуже. Моя оценка игры: 3 из 5, или 6 из 10. Это не провал и не плохая игра, но и не шедевр и даже не лучшая игра от Bethesda. Бывало и хуже. Бывало и лучше. Поиграть можно, но рекомендовать никому не буду. В конце концов, есть масса более крутых игр. Я её прошел и закрыл для себя этот вопрос раз и навсегда.

じゃ、ね!