Итак. Я досмотрел первый сезон японских Трансформеров и поражен тем, насколько плохо он сохранился. Вообще изначально, я сел смотреть его потому, что мне нужно было посмотреть Хэдмастеров для просмотров в 87м году, а сезоны перед ними я как раз не смотрел. И я такой, ну окей, посмотрю, обновлю детские впечатления... ага, обновил. Я не нашел вообще ни одной знакомой серии или сцены, походу в детстве я смотрел какой-то другой сезон или вообще второе поколение. Так что спасительного фактора ностальгии, который мог бы дать +1, а то и +2 балла к моей итоговой оценке тут не будет. Считай, смотрел впервые в жизни. И после завершения просмотра просто обязан высказаться, потому что накопилось. Казалось бы, 80е, расцвет робот-аниме, эпоха признаных шедевров, студии набили руку в анимации, сюжетах, дизайне. Тем более необычно видеть то, что получилось из Трансформеров. Знаете, я смотрел и более старые вещи. "Тецуван Атом", например, или "Райдин" из 70х, другие вещи тоже. Местами смотрел и думал "Блин, насколько это круто для своего времени!", местами думал "Ок, это сейчас смотрится наивно, но тогда было норм", местами думал "Да это и сейчас неплохо бы смотрелось". При просмотре Трансформеров у меня были совсем другие мысли. Прежде чем начать их расписывать, должен сразу пояснить: я смотрел именно
Tatakae! Cho Robotto Seimeitai Transformers, т.е. японский первый сезон, который соответствует первым двум американским сезонам. Поэтому, я буду использовать именно японскую терминологию и названия, в частности кибертроны вместо автоботов, командир Конвой вместо Оптимус Прайм и т.д. Плюс в японской версии другой порядок серий, что добавляет в происходящее шизофрении, но об этом я еще напишу потом. Вот с таким предисловием и начну.
И далее под морем...1. Кибертроны умеют летать. Ровно как и дестроны. Все поголовно. Но не пользуются своей способностью. Выглядит это так, как будто авторы такие нарисовали их летающими, а потом сдали назад, потому что подумали "А нафига им тогда вообще трансформироваться в машины?". Действительно, нафига? Но никто и никогда в сериале не объяснил почему все кибертроны резко забыли про эту способность. Типа авторы рассчитывали, что зрители забудут что было в самых первых сериях и будут думать, что типа кибертроны не умели летать. Но! В некоторых поздних сериях они внезапно и ниоткуда вспоминают про эту свою способность и, как ни в чем ни бывало берут и взлетают просто так! Это при том, что в каких-то других сериях они так парились с крюками-кошками, лазаньем по стенам, плаваньем по воде... когда можно было просто взлететь. Но это еще не всё! Допустим, мы приняли и простили что кибертроны не летают. Допустим, мы придумали себе какое-то объяснение, типа они считают ниже своего достоинства подражать дестронам или что-то такое. Допустим. Через несколько серий они придумывают ракетный ранец. Чтобы летать. Он используется в сериале ровно два раза. На случай, если вы придумали объяснение почему о нём некоторое время не вспоминали, типа неудачный эксперимент, просто списали со счетов — через несколько серий Конвой и несколько других кибертронов берут со стены несколько таких и летят на задание. Но больше нигде и никогда про них не вспоминают. Лицо-рука. Но это еще не всё! Ладно, мы забыли про ракетные ранцы. Допустим они есть, но висят на базе, на складе, их невозможно использовать в любой момент, когда вдруг приспичит. Допустим! Тогда как вы объясните, что у них есть встроенные в руки ракетные двигатели. Встроенные! В руки! Но они ими пользовались один с половиной раз! Всё это в сумме даёт логическую дыру размером с Кибертрон. Почему я вообще должен придумывать какие-то оправдания идиотизму?
2. Проблемы с пропорциями, относительными размерами и массой. Я решил назвать этот пункт так. Мегатрон размером со стандартного трансформера. Он трансформируется в пистолет и внезапно становится размером с пистолет для трансформера. Более того, в одной из серий он превращается в пистолет человеческого размера. И чтобы мы не сомневались насчет массы, в той серии показано, как человек этот пистолет легко переносит. То же самое касается Саундвэйва и его трансформации в магнитофон. Кассетники постоянно меняют свои размеры, особенно это касается Френдзи, который иной раз бывает и размером со стандартного трансформера, хотя должен быть сильно меньше. Отдельные вопросы вызывает трансформация Конвоя: вдруг откуда ни возьмись возникает Огромный Мать Его Трейлер. И при трансформации в робота трейлер просто исчезает в никуда. Никто и никогда это никак не объяснял. Это не какой-то технический косяк, это так и задумано. Как они меняют размеры? Куда девается лишняя масса и откуда она берется? Почему они не могут взять и увеличиться до размеров Девастара и навалять ему? Это нарушает не просто законы физики, допустим, что глупо придираться к несоблюдению физики в детском аниме, это нарушает собственную внутреннюю логику мира трансформеров. В конце концов, это просто тупо. Но если вы думали, что всё закончится на этих нескольких примерах, то нет, это еще не всё. Давайте вспомним, что настоящие трансформеры должны ездить в других трансформерах! Допустим, сцены, когда Спайк садится в Бамбла в его машинной форме не вызывают вопросов, тут хотя бы пропорции соблюдены. А вас никогда не смущало как в Аддамсе помещаются три кибертрона, при том, что он в своей робот-форме размером с Бамбла? Стартрейн размером со стандартного дестрона, но в своей форме шаттла в нём спокойно помещается целая шобла дестронов. Ну, и на добивание: Мегатрон просто садится кабину Траста в одной из серий. Как, а главное зачем, если он и сам может летать?
3. Как делают трансформеров? Мы точно знаем, что диноботов собрал Вилджек. Просто взял и собрал их как новое изобретение, а что такого? Да, они получились туповатыми, да от этого были проблемы, но он просто собрал новых трансформеров, заметьте, из материалов, полученных на Земле. Т.е. никто не заикался про необходимость сгонять на Кибертрон за продвинутым металлом, микросхемой, которой нет на Земле или типа того. Их просто взяли и собрали. Тогда откуда вся эта драма вокруг ключа к Вектору Сигма? В той серии утверждалось, что теперь невозможно создать новых трансформеров, типа аэроботы и стантроны будут последними. Ага, как же. Это ни разу не помешало появлению новых. Тогда зачем умер Альфа Трион?! Комбатронов собрал Старскрим из остатков техники на Гуаданканале, но он при этом мотался на Кибертрон, чтобы стырить там личностные части ранее разобранных дестронов. У всех других трансформеров какой-то истории их создания нет, они просто появляются откуда-то. Но окей. Допустим, что они просто валялись где-то на Кибертроне без энергии, их нашли и зарядили, после чего добро пожаловать в строй. Но почему я должен сам это придумывать, почему авторы тогда это не показали? У инсектронов нет никакой предыстории. У прокетоботов её нет. У Омега Суприма есть предыстория, даже связанная с конструктиконами, но почему-то никто всё равно не объяснил как они появились уже на Земле в настоящем, если последний раз их видели на Кибертроне в прошлом? И да, женские кибертроны. Я даже не буду спрашивать "Зачем?". Просто потому что. Дестроны такие злые потому что у них женщин нет. Напоследок я напомню, что существует машина, способная перенести сознание человека в тело кибертрона. Но из-за этого человек сходит с ума. То ли это было из-за того, что машина недоработана, то ли из-за того, что тело, в которое перенесли сознание Спайка, было кривым изначально, но такой побочный эффект был. Естественно, дорабатывать никто ничего не стал, про идею просто забыли.
4. Отношения Мегатрона и Старскрима. Это настолько клиническая идиотия, что пройти мимо и не прокомментировать это невозможно. Давайте начнём с того, что Мегатрон вообще способен кого-то простить. Более того, он способен простить явное предательство, если перед ним извиниться. Более того, это происходит много раз. Это не просто лицо-рука, это лицо-стол. И только сила Юникрона в мувике помогла ему справиться с этой идиотией и окончательно добить Старскрима. Хотя, технически, его тогда уже звали Гальватрон, так что это можно не считать. Или всё-таки надо считать? Вот как это вообще можно объяснить? Мегатрон сам же нарушает свой характер. Или у него просто шизофрения. Или он любит Старскрима, что еще более идиотская теория. Или он просто каждый раз забывает... хотя нет, он много раз говорил "но в этот раз я тебя не прощу". Ну, хорошо хоть с памятью у него всё в порядке.
5. Одноразовое оружие или способности. А помните, что у Конвоя в трейлере находится отделяемый модуль, который может использоваться в разведке? А помните, что у Конвоя в руке был лазерный ТОПОР? Да забудьте, это чисто на один раз, больше их никогда не применяли. Ладно, ладно, справедливости ради уточню, что оба дополнительных модуля Конвоя еще один раз появятся в другой серии, так что технически их использовали два раза. Но это не отменяет саму проблему. Еще хуже дела обстоят с трансформерами, у которых есть наплечные пушки. Самый яркий пример это Саундвейв. Это дестрон, который появляется на экранах буквально в каждой серии и эта его наплечная пушка мелькает в кадре вместе с ним. И он. Из неё. Не стреляет!! За весь сериал было ДВА момента, когда он использовал эту пушку. Кроме того. Он вообще-то звуковой робот. У него есть атака звуком! Он её тоже использовал один, сука, раз. Тоже самое касается и всех других трансформеров, и всех других их способностей. А вы помните, что у Старскрима в груди встроена ракетница? Он стрелял из неё один раз. Блин, я уже забыл как звали того дестроновского джета, который умел телепортироваться. Этой супер-читерской способностью он пользовался два раза за весь сериал, кроме того случая... когда телепортировался Старскрим. Что даёт нам основания полагать, что телепортация — это фишка всех сикеров вообще, но... они ей тупо не пользуются. Примерно как кибертроны, которые не летают.
6. Сверхлюди. Спайк, способный тащить устройство-магнит, который по размерам больше его самого. Астория, которая может пережить удар Поверглайда как нефиг, падение об асфальт после этого удара, может оторвать голыми руками кусок металлической обшивки и может дышать на высоте несколько километров. В одной из серий Спаркплага похищают дестроны и утаскивают на свою подводную базу. Подводную базу на дне морском. Когда его спасает команда кибертронов, то я ожидал, что они трансформируются и посадят его внутрь. Но нет! Они берут его в руки и говорят "мужик, задержи дыхание, мы быстро!" и ныряют в воду. На морском, мать его, дне. Спаркплагу пофиг. В одной из серий Майстер со Спайком и Спаркплагом испытывали его новую звуковую систему. И звуки оттуда вызвали обвал камней. Да, но при этом Спайк и Спаркплаг отделались закрыванием ушей. Это просто примеры, которые я сходу вспомнил, были и другие. Допустим, я не придираюсь к несоблюдению законов физики в детском аниме. Но они же нарушают внутреннюю логику самого мира! Или у них там люди явно сделаны из какого-то более прочного материала, чем в нашем мире...
7. Проблемы японской версии. Это уникальные проблемы только для японской версии, но вместе с ними у нас появляется целое новое измерение идиотии. Итак, в предыдущей серии кибертроны помирились с диноботами и они снова друзья. Следующая серия начинается с того, что на орбите Земли висит Кибертрон и кибертроны говорят "ух, хорошо, что угроза миновала". Какая угроза? Откуда тут взялся Кибертрон? Кто этот злой профессор? Но не волнуйтесь, в следующей серии все просто забудут про это! Чтобы в конце сериала мы наконец-то увидели предыдущие ТРИ, сука, ТРИ серии, которые всю эту байду объясняли, но их просто переставили в другое место. Комбатроны появились раньше серии, в которой показали как их собрали. Это то, что я сейчас сходу вспомнил, возможно было что-то еще. Из каждой серии вырезали около минуты контента, потому что японский опенинг больше американского на эту минуту. Просто признайте, что опенинг важнее каких-то там лишних сцен. И еще одно, уникальное для японской версии явление — рассказчик. В американской версии он появлялся пару раз и по делу, но тут он присутствует просто всегда, но при этом является Капитаном Очевидность, поясняя вещи, которые и так видны на экране. Либо давая комментарии в стиле "В это время!", "Но вдруг!" или "Конвой в опасности!". Аригато ему за это. Вообще, наличие рассказчика объясняеется тем, что японцы позиционировали Трансформеров как аниме для младшего школьного и дошкольного возраста, поэтому им такое было нужно. Но, мне кажется, что они уж совсем считали своих детей глупыми, если выдавали ему такие фразы.
8. Тупо технические косяки. Они присущи и американской, и японской версиям. По тем или иным причинам нарушаются цветовые схемы, одних трансформеров называют именами других, у многих регулярно меняются актёры озвучки. Объекты заднего плана могут заслонять собой объекты переднего плана. Персонажи могут стоять на воздухе. Лифт может не анимироваться, из-за чего кажется, что персонажи просто растворяются в полу. И так далее. Я уже не говорю про то, что одно и то же место может быть в разных сериях нарисовано по-разному.
9. База кибертронов. Отдельный маленький пунктик. Их главная база, главный штаб, буквально открыта всем ветрам. У них нет даже, сука, двери! Дестроны многократно проникали в неё со всех сторон, но нормальную систему защиты или хотя бы дверь, никто так и не построил. Просто зачем? Итого. Это далеко не всё. Это даже далеко не все мои претензии, просто то, что я вспомнил и то, что больше всего меня раздражало. Я думал, что весело и бодро обновлю свои детские воспоминания, а в итоге с трудом продирался через желание бить себя по лицу от происходящей на экране идиотии. Да, это детское аниме, но это плохое детское аниме! Я видел хорошее, я знаю как может быть! Даже не брать современное, в тех же 80х был "Ватару" — прекрасная со всех сторон вещь! Это даже не упоминая чит-код в виде "Дораэмона"! Первое поколение трансформеров ужасно, а японская их версия ужасна еще больше из-за проблем именно японской версии поверх общих проблем. Никогда не думал, но местами у меня была реакция, как
на этом знаменитом видео. Неудивительно, что это всё многократно переделывали и перезапускали: сама-то базовая идея хорошая, но исполнение оригинала настолько просрано, что шоу нуждалось в перезапуске с самого начала. Итого, это редкая для меня оценка, но максимум я могу дать этому шоу 3 из 10. Посмотрим что там будет дальше.
じゃ, ね!