Начатые вчера эксперименты я решил таки завершить. Настало время рассказать о полученном опыте (горьковатый) и поделиться впечатлениями (смешанными).
Как любой приличный любитель техники и технологий, я уже давно слежу за темой виртуальной реальности. Можно сказать с детства (^_^). Однако тут, понятное дело, всё ограничивалось чтением статей в журналах и просмотром фантастики типа "Газонокосильщика". Все эти перчатки и шлемы были где-то далеко и про их реальное использование в реальной жизни можно было только фантазировать. Однако время шло и прогресс не стоял на месте. И вот, случились анонсы и последующее появление всем известных девайсов Oculus Rift и HTC Vive
(PS VR тоже). Разумеется, это вызвало у меня интерес, однако цены на сами девайсы этот интерес быстро отбили. Так или иначе, но попробовать этот самый VR, не покупая при этом сами шлемы, мне удалось
(PS VR тоже удалось). Впечатления были довольно яркие, но зачем такая штука нужна дома, особенно за такие деньги, я как не понимал, так и не понимаю. Тем более, что даже в лучших моделях явно видны "детские болезни" несовершенства технологии. Да и реально использующих их приложений кот наплакал. Тут могли бы помочь игры, под которые VR так и просится, но... Тут мы упираемся в технологические ограничения. По факту для хорошего погружения нужно высокое разрешение экрана очков, которого нет. Но даже, если бы оно было, то мощности современных видеокарт не хватило бы на рендеринг изображения, ведь нужно одновременно рендерить
две картинки, для левого и правого глаза. Так что пока что о том, чтобы играть в современные игры через VR можно только помечтать. А то, что есть сейчас, ну... оно имеет графику не совсем ту, которую можно было бы назвать "современной". Плюс, тут еще остаются вопросы управления и другие, но на этом можно и закончить. На практике смысла в данный момент покупать тот же Vive я не вижу.
Но это, скажем так, "настоящий VR". Как мы знаем, благодаря "корпорации добра" Google с некоторых пор существует еще и "VR для бедных" в виде проекта Google Cardboard. Суть его в том (если кто-то еще не знает), что можно вместо крутого шлема смастерить картонное подобие, вклеить туда линзы, а вместо экрана использовать обычный мобильный телефон. И это дело худо-бедно, но работает. Естественно, для тех, кто ленивый (например я) и не хочет крафтить картонные штучки, позаботились наши узкоглазые братья по разуму, навыпускав всяких "шлемов виртуальной реальности",
которые по сути та же картонная коробка, только из пластика.
Вот на такие штучки я посматривал уже давно, но заказывать из интернетов было влом, да и чесалки не очень чесались, поэтому и сидел спокойно. Пока не увидел такую в ближайшем "Кее". Тут я осознал, что теперь даже заказывать не придётся, да и цена не слишком кусается. Окончательно к покупке меня подтолкнуло вот это видео:
Бюджетный VR в старых и новых играх (Old-Hard №73). Советую глянуть тоже, там много подробностей, которые я пропускаю. Там же, кстати, рассказывают и про другой шлем тоже.
Теперь пора перейти к самому шлему и практике его использования... под морем...Модель, которую (на свою голову) купил я, называется Ritmix RVR-001, стоила она 590 рублей и вот её страничка на сайте "Кея". Из описания можно понять только то, что это типичный шлем такого рода, но не как оно будет работать и чем отличается от других таких же. А в другом интернете найти какую-нибудь вообще информацию про эту модель до покупки мне не удалось. Вам теперь удастся. Так что я подумал "А какая разница вообще?" — и купил. И первое же, что я хочу про него сказать — не покупайте эту модель. Теперь подробнее о том почему.
На фотографиях он смотрится лучше, чем в жизни. Во-первых, фотографии не передают этого чудестного запаха дешевой китайской пластмассы, которая мгновенно вызывает ассоциации с пиратскими картриджами для Денди и Сеги. Они пахнут точно так же. Во-вторых, вся эта конструкция только кажется монолитной, на самом деле она разборная. Снимается передняя панель и отдельно боковая шторка на передней панели (это там, где логотип). Но надо сказать, что держится это всё не очень надёжно и постоянно скрипит и трещит, вызывая ощущение, что скоро развалится. Ремни, по крайней мере, китайцы не запороли, они фиксируются нормально, по длине регулируются и держат шлем как и надо. Однако, в конструкции есть еще один недочёт. Видите эти две "кнопочки" по бокам от центрального ремня? Это регуляторы для линз.
Собственно, сами линзы и уплотнительная подушка для лица. Подушка эта сделана из кожи молодого дермантина и по форме прилегает к голове неплотно (по крайней мере к моей личной голове). Остаются зазоры, куда попадает свет и портит всё изображение. Выход — пользоваться шлемом в темноте, либо закрывать зазоры руками. Но это всё фигня, жить можно. А вот теперь более важное, про линзы. Точнее про их систему регулировки. Очевидно, что у разных людей разное зрение, так что нужно обязательно подстраивать расстояние между линзами и между линзами и экраном, чтобы видеть картинку четко. У этого шлема это делается просто двигая эти площадки вперед-назад и смещая рычажок на них влево-вправо. Казалось бы, работает. Но эти площадки хреново фиксируют нужные настройки. Ладно, они хотя бы не дёргаются при поворотах головы, но когда ты снимаешь и одеваешь шлем, то пальцы ложаться как раз на эти площадки. И, естественно, всё сбивается. Поэтому я понял, что более удачным решением было бы настраивать линзы с помощью колёсиков-регуляторов.
И вот, мы дошли до главной претензии к этому шлему. Система крепления смартфона. Он крепится на площадку-картридж, которая вынимается из шлема сбоку. Крепится смартфон банальным пластиковым держателем на пружинках. Казалось бы, как можно запороть это? Оказалось, что не всё так просто... Во-первых, этот держатель очень широкий. Из-за этого, если ставить мой Samsung Galaxy A5 (2017) в него по-нормальному, т.е. четко отцентрированным, то держатель задевает либо кнопку включения, либо кнопку громкости (смотря какой стороной вставлять). Во-вторых, у держателя довольно сильные пружины, сильнее чем надо, поэтому если чуть сдвинуть смартфон, чтобы он не задевал кнопку сам по себе, то он будет вдавливать в корпус кнопки с другой стороны смартфона! Решение я нашел элементарное, подложив под другую сторону смартфона сложенную бумажку. Аллелуйя, теперь смартфон не выключается в этом креплении и не меняет постоянно громкость! Но это — явный косяк конструкции. И еще третий момент. Когда вы таки установили смартфон в картридж, не спешите радоваться и расслабляться! Крепление самого картриджа в шлеме очень тугое. С одной стороны, это хорошо — он не вылетит оттуда, если наклонить голову. С другой стороны, оно настолько тугое, что я сломал ноготь, пытаясь его оттуда вынуть. Как вы понимаете, когда вы вставляете смартфон внутрь в шлем, дотронуться до экрана или нажать кнопку на нём уже никак нельзя. И каждый раз, когда нужно будет что-то нажать на экране, нужно будет вынимать картридж из шлема. Учитывая, что он очень туго держится, это нельзя сделать, не снимая шлем с головы. Как говорится, удобству нет предела! Поэтому я понял, что более удачным решением было бы крепление, которое откидывается на петлях. Собственно, когда я всё это понял, то посмотрел на шлем Hiper VRQ из уже упомянутого видео и увидел, что он гораздо более удачная модель.
Теперь еще пара моментов, которых не видно с первого взгляда, а они важны. Для использования на смартфоне приложения Google Cardboard нужно указать ему модель шлема... которой, разумеется, в списках Гугла нет. Так что это делается через специальный QR-код, где содержатся данные о расстоянии между линзами и других параметрах. Код, в норме, должен быть либо на коробке, либо на шлеме, либо в инструкции. Естественно, у моего чудо-шлема никакого кода нигде нет. Так что пришлось выкручиваться: для генерации QR-кода есть специальный сайт, через который можно всё настроить. Идём туда, затем открываем через телефон ссылку либо QR-код из инструкции с сайта, после чего вставляем смартфон в шлем и начинаем настраивать параметры до тех пор, пока не получится нормальная картинка. Это несложно, но это лишняя морока, которой можно было бы избежать.
Второй пункт — это вывод кабеля. И вот тут был поставлен жирный крест на игровом использовании этого шлема. Дело в том, что для стриминга видео из игры на экран телефона скорости вайфай недостаточно. Будут фризы и графические артефакты, играть нормально так невозможно. Наилучший результат достигается при прямом соединении компьютера и смартфона по USB-кабелю. И для этого кабель нужно вывести из шлема. Если вы посмотрите на фотографию шлема, то увидите, что для этого с боков предусмотрены специальные отверстия. Т.е. как бы предусмотрены. Беда в том, что они расположены так криво, что кабель упирается в стенку, а не проходит в отверстие. Если бы его можно было бы как-то изогнуть, то нет проблем, но дело в том, что упирается не гибкая часть кабеля, а твёрдая, в которой находятся контакты. И тут уже ничего не поделать. Поэтому я попытался обойти это путём вайфай-соединения, полюбовался на фризы и решил забить на игровое применение в этом шлеме.
Теперь про самое главное — программы и как это всё работает. Прежде всего нужно поставить приложение Google Cardboad и Google VR Services из маркета. Потом, как я уже говорил, мне пришлось сгенерировать себе QR-код, чтобы можно было настроить Cardboard. После этого — вуаля! — и нативные телефонные приложения можно запускать! Ну, я попробовал...
Прежде всего меня интересовали 360-градусные видео на ЮТубе. И я поставил через кардборд соответствующее приложение и... оно показало картинку, но только на один глаз. Ни о каком эффекте объёма тут и речи не шло, да еще и приходилось закрывать один глаз. "Что-то тут не так", подумал я, и запустил обычное приложение ЮТуба. И знаете что? Оно заработало! Т.е. находишь видео, запускаешь его, нажимаешь на значок кардборда, вставляешь картридж в шлем, одеваешь шлем (за это время часть видео уже прошла) и можно смотреть. И оно реально работает! Можно крутить головой, даже поворачиваться всем телом и рассмотреть всё со всех сторон! Да, те же 360-градусные видео можно смотреть и на обычном компе, вращая изображение мышкой, но через шлем всё куда круче! Однако, камера, снимающая такое видео, снимает только для одного глаза, о стерео-эффекте, а, следовательно, и об объёме на видео речи не идёт. Другой момент, что если вы захотите странного, например, скажем, поставить видео на паузу, или перемотать на другое время, то вам нужно будет снимать шлем, вынимать из него картридж со смартфоном, и только потом нажимать на экране нужную кнопку. Никакого другого варианта управления просто нет. Это не айс.
Затем, конечно, всякие приложухи с 360-градусными панорамами. Я попробовал Sites in VR. Собственно, это просто панорамы, но благодаря шлему смотреть их куда приятнее, чем без него. Потом идёт классика жанра — приложения с американскими горками, тьма их. Ну, как бы вам сказать. Когда я пробовал такое на Окулусе, то меня реально начало качать. Вестибулярный аппарат взбесился и тело начало наклоняться само. Даже когда ты умом понимаешь, что на самом деле просто стоишь на полу или сидишь на стуле, тело всё равно начинает вести в сторону и надо прикладывать сознательные усилия, чтобы не упасть в реальном мире. Ощущения — кто попробовал не забудет. Опять же те демки с ходьбой по доске над пропастью, или гигантскими качелями и т.д., и т.п. — они реально действуют и реально укачивают. Эффект присутствия есть, даже не смотря на явную зернистость картинки. Но то Окулус и Вайв, "взрослый VR" за много денег. С смартфонным вариантом такого эффекта я не наблюдал. Т.е. объем есть, но эффект присутсвия не работает, вестибулярку не шатает и, как следствие, не укачивает. Почему так — не могу сказать. То ли приложения-демки не так сделаны, то ли линзы не такие качественные, то ли мой организм уже адаптировался к виртуальности, чёрт его разберёт. Но когда я дал попробовать родственникам, то их тоже не начало качать. Так что не могу сказать определенно, попробуйте сами. В любом случае, хотя бы раз попробовать стоит.
Но вы же понимаете, что это всё шалости. Ну раз попробовал, ну посмотрел видео на ютубе, ну на панорамку Марса полюбовался, ну круто. Дальше что? А дальше у нас практически полезное применение этому шлему и любому ему подобному. 3D-фильмы! А вот это уже куда ближе к жизни. В 3D-кино все ходили? Дома такой же эффект хотели? Диски с 3D-фильмами все видели в магазинах? А кто купил 3D-телевизор для такого дела? За их-то цену? Вот и я о чём. С другой стороны смартфон есть почти у всех и каждого, а китайский шлем купить не проблема, как показала практика. Тут уже есть другая проблема, чисто техническая. Хороший 3D-фильм — это как правило blu-ray в хорошем разрешении. Что автоматически даёт примерно 30-35 Гб веса файла с видео. Это уже сложно залить на телефон и смотреть оттуда, учитывая, что, например, у меня вся память смартфона равняется 32 гигабайтам. Конечно, можно выкрутиться за счет флэшкарты или OTG-кабеля и флэшки, но... зачем? Это решение, которое требует денег, а мы же всё делаем дешёво и сердито. Решение тут простое и оно придумано задолго до нас — надо играть само видео на компе и стримить его на телефон. Делается это через систему DLNA, которой я уже сто лет пользуюсь, чтобы смотреть аниме на экране телевизора в другой комнате. На смартфоне это работает точно так же. Вы можете легко нагуглить инструкцию, я пользовался этой. Нам нужно три программы: DLNA-сервер на компе, чтобы стримить видео; DLNA-приёмник на телефоне, чтобы получать поток; и 3D-видео плеер на телефоне, чтобы видео корректно смотреть. Сервер я использовал тот же, который у меня уже был. Если кто не знает, то торрент-клиент Vuze уже содержит его в себе и можно стримить через него. Инструкция называет еще PS3 Media Server, я его тоже поставил, он работает прекрасно. Главная фишка, что надо в настройках сервера указать, чтобы он не перекодировал видео в другое разрешение, больше ничего настраивать не нужно. Далее, для приёма потока я взял BubbleUPnP for DLNA/Chromecast., она как бы бесплатная, но с рекламой. Всё как обычно, жить можно. Единственный момент, в настройках в "Local renderer" надо убрать галочку с пункта "Launch default player", чтобы можно было выбрать другой плеер. В качестве плеера я пробовал AAA VR Cinema Cardboard 3D SBS и VR TV Player. Из них мне куда больше понравился VR TV Player, так что использую его и всем его рекомендую. Просто потому, что в ААА нет управления перемоткой, а в VR TV — есть. Управление в режиме просмотра и там, и там взглядом. Переводишь взгляд вниз от экрана, появляется меню с обычными кнопками, наводишь центр взгляда на нужную кнопку, держишь несколько секунд (появляется индикатор времени до нажатия) и кнопка нажимается. Вполне рабочая схема. Дело за малым — поставить нужный файл в сервере на компе. Далее запускаем Бабл на смартфоне, открываем библиотеку, находим нужный файл в списке, тыкаем на него, появляется меню выбора плеера, выбираем VR TV Player, далее открывается окно самого плеера. Там показывают скриншот из фильма и нам важно понять как там делится изображение для левого и правого глаза: по горизонтали (кадры один над другим) или по вертикали (кадры сбоку друг от друга). Это нужно выбрать в настройках перед запуском. Если у вас просто фильм, то тип экрана ставим Flat, а если POV-видео - то Dome, причем есть варианты 180, 220 и 270, в зависимости от видео. Либо вообще 360 Sphere для полностью 360-градусных видео. Что удобно, можно тип поменять прямо при просмотре (не надо доставить смартфон из шлема!), если выбрали неправильно. И всё, дальше можно вставлять смартфон в шлем, одевать шлем и смотреть. Вопросов "где взять сами фильмы" у вас возникать не должно в принципе, не маленькие. Размер экрана можно менять в плеере, там же выбирать звуковую дорожку, субтитры, всё как положено.
На этом я закончил вчера. Эксперименты были успешными, всё работало, 3D-фильмы смотреть можно и шлем вполне себя окупил. Однако хотелось бы и поиграть на нём. Чему я и посвятил сегодняшние эксперименты. Но тут выяснилась неприятная деталь с блокировкой кабеля, что сделало нормальную игру невозможной. Я помучался с вайфай-соединением, но это было тщетно. Во всяком случае я могу сказать, что вариант с VRidge вполне работает, мне удалось загрузить интерфейс SteamVR, полюбоваться на эту комнатку и запустить Tabletop Simulator в режиме VR, но... увы, это не играбельно через вайфай. С USB-кабелем всё работало бы как надо, но увы. На самом деле я сейчас думаю тупо просверлить в шлеме дырку для кабеля и сыграть по-нормальному, но сейчас уже устал, так что точно не буду делать этого сегодня. Остальные эксперименты пока отложу. На этом всё.じゃね!