Итак, сегодняшняя сессия в Stellaris длилась почти 8 часов и я понял некоторые важные вещи, которые раньше делал неправильно. Главная ошибка: я думал, что ограничение в 5 планет идёт до какой-то определенной технологии и дальше лимит расширяется. Логично же? Но нет, это не так. 5 планет, похоже, остаётся навсегда, либо мне не попадалась нужная технология. Я очень долго висел на 5 планетах, в то время как Ксен быстро расползался по галактике. Посмотрите на карту из финала сегодняшней партии. Шу Технократи расползлась между четырьмя компами и даже в середине между моим анклавом в левом рукаве галактики! Количество планет под их контролем делает экономику просто несравнимой. И тут я спросил у Ксена как он это делает. И оказалось вот что: все планеты, которые идут сверх лимита надо загонять в сектора. Что? Сектора? Ооокей, это не очень очевидное действие: надо пойти в меню сводки по империи, вкладка "Планеты" и в ней нажать кнопку "Создать новый сектор". И туда можно закидывать сколько угодно планет, которые находятся рядом друг с другом. Минус сектора - им нельзя управлять. Плюс сектора - назначенный на него губернатор распространяет свои бонусы на все планеты сектора. Для того, чтобы вывести планету из сектора надо потратить 25 очков влияния - понятное ограничение, чтобы люди не злоупотребляли принадлежностью планет. AI губернаторов развивает планеты сектора довольно медленно, ресурсы от них империя получает лишь частично, правда соотношение "отдавать в казну / оставлять себе" можно менять: 25% - 50% - 75% - 100%. При 100% сектор перестаёт развиваться совсем. Количество возможных секторов увеличивается технологиями.
И тут я понял, что попал в ловушку, как игрок в пятую Циву. У меня рефлекс "не строить много городов", поскольку в Циве есть хорошая механика, ограничивающая спам городами, который был в серии ровно до пятой части. Так вот тут этих ограничений нет и мы имеем старый, но не добрый СПАМ ГОРОДАМИ во все поля. Т.е. выгодно занимать как можно больше пространства, даже если планеты не слишком пригодны для колонизации, тупо занимать всё место, пока оно есть. А я пытался играть как в пятой Циве и, соответственно, много не занял. Результатом было то, что флот Ксена стал раза в два больше моего, тупо по количеству кораблей. И ко мне пришли два флота с силой 14к и 9к, когда у меня был один с 10к. Тут уже особо ничего не сделать. Так что теперь я вассал Шу Технократии. И, да, на этом ничего не закончилось. Да, тут очень специфическая война.
Как я уже говорил, я не играл ни в одну из серий Europa Universalis или Hearts of Iron, поэтому не знаю как реализована война там. В Циве, МоО, GalCiv было просто и понятно - есть мир, есть всякие альянсы и договоры и война. В случае войны можно захватывать города/планеты противника, либо уничтожать их. И обычно война идёт на полное уничтожение, перемирия на моей памяти появились только в пятой Циве. Тут всё по-другому, и это выглядит так: сначала надо объявить войну и громко заявить о своих целях: типа "я хочу, чтобы вражеская империя стала моим вассалом", либо "я хочу получить вот эту планету" и т.д. Выбираем из списка возможных целей. Каждая цель стоит определенное число очков Warscore и есть лимит по этим очкам, так что всё сразу заграбастать не получится. Далее противник выдвигает свои требования. И начинаются перестрелки. За выполнение военных целей и победы в боях накапливаются эти самые очки Warscore, и увеличивается вероятность принятия противником наших целей. Когда % заполнения полоски Warscore доходит до 100 противник автоматически сдаётся и выполняет наши условия. Либо он может сдаться вообще сразу, или в любой момент. Либо он может поторговаться. Либо можно предложить White Peace - типа ничью. И после войны, когда требования выполнены атаковать больше нельзя и автоматически заключается перемирие на ...не считал сколько времени, кажется 5 лет, но точно не уверен. И всё это время нападать больше нельзя. Короче получается, что напал я на енотов, победил, они отдали мне две планеты. И всё. До следующей войны. Выполнение условия победы доминацией внезапно становится ооочень далекой целью. Хорошо, а как же вассализация? В случае вассализации расы... мы не получаем над ней контроль. Все планеты этой расы остаются в её распоряжении и они также могут строить флот. Правда, они не имеют права нападать на других и должны типа нас слушаться и помогать, но могу и не слушаться... Для того, чтобы интегрировать их в свою империю надо во-первых, продержать их вассалами 3600 дней, то бишь 10 лет, после этого активировать проект интеграции, который стоит что-то очень дохрена очков влияния и занимает очень много времени. И да, вассалы могут восстать, конечно же. У меня были проблемы из-за захваченных планет енотов. Короче ситуация такая: изначально у меня одна раса, членистоногие мы. По нашим трейтам у нас единство мнений, поэтому фракций внутри расы нет. Но для других рас это не так. Там есть лоялисты и еще куча разных фракций, про механику которых я не знаю, но теперь немного узнал. Оказалось, что у енотов на планетах еще сверх всего живет две разные расы - сами еноты и еще какие-то чуваки, которых они развили из примитивной расы. Тут у меня появилась фракция возвращенцев - еноты, которые требуют возвращения обратно в их енотовскую империю. И надо тратить кучу очков влияния на отмену их влияния. Но тут помог другой трейт моей расы... за который меня все так не любят. Называется старый-добрый геноцид. Я стал тупо казнить всех енотов. Это, правда, жутко уронило отношение ко мне других рас, ну и фиг с ними. Всё равно оно со всеми в жестких минусах изначально... Я, правда, не знаю что будет, когда я полностью очищу планету от населения, но попробую выяснить. Технически надо бы вынуть их из сектора и переселить туда своих личинок вручную, чтобы было население. Посмотрим. Геноцид - процесс небыстрый. Рабство я еще не пробовал, а роботов еще не исследовал. Кстати, еще одна вещь. Геноцид является atrocity и снижает репутацию, но есть способ очистить планету без лишних проблем с соседями: тупо уничтожаешь все фермы и население само дохнет с голоду. Голодомор геноцидом не является, никто не возражает! Правда, это занимает еще больше времени. Зато соседи не возбухают.
Короче, ощущения мои такие - это очень неспешная игра. Сначала все расы растут и занимают пространство, но потом неизбежно наступает момент, когда дальше занимать нечего, ты со всех сторон окружен соседями. И игра переходит в стадию политики, когда начинаешь играть в альянсы и звёздные федерации. Лично контролировать 40% всех обитаемых планет - практически невозможная задача. Уничтожить все остальные расы при такой механике войны - практически невозможная задача. Победа в этой игре - практически невозможная задача, либо я еще чего-то не знаю. Против агрессора очень быстро объединяются в альянсы. Вассалы ненадёжны, а их интеграция - очень долгий процесс. За 4+8, 12 часов игры я даже половину всех технологий не изучил, т.е. это даже не середина матча, только середина начала. Это при том, что нормальная скорость в мультиплеере соответсвует быстрой в сингплеере. Это игра жрёт ОГРОМНОЕ количество времени. И я еще не рассказал про все детали, поскольку еще сам всего не видел и не понял... Цива быстрее. Я не уверен, что мы вообще когда-нибудь доиграем эту партию, но попробуем. А пока я восстанавливаю флот, изучаю технологии и жду подходящего момента, чтобы восстать на Ксена... пара ножей в спину ему не повредят, я думаю (^_^).



Фото
Самая детальная фотография «Бигль-2» и новая панорама от Curiosity
Она улетела... с Восточного
Что делать, когда ваш сосед в самолете - чудовище?
Земля глазами «Зондов»
Станция метро Бутырская
Классический метрострой: станция Бутырская
Вспышка на Солнце 17 апреля
Альбом Марии Тальони «Виды С. – Петербурга»

じゃね!