Игра: Metal Marines
Название: Metal Marines (US), Militia (JP)
Издатель: Namco
Платформа: SNES, PC (Windows 3.11)
Жанр: RTS
Год выхода: 1993, в 2007м перевыпущена для Wii Virtual Console.
Для меня стала открытием сезона, заставив просиживать перед монитором часами, последние несколько дней. То, что до этого я про игру вообще не слышал неудивительно - она вышла в один год с МегаДрайвовской Dune 2 и, что называется, потерялась в тени. ИМХО, совершенно незаслужено! Если вы посмотрите в графу "жанр", то удивитесь - да, это RTS, да для SNES. Вообще, RTS - это самый трудный жанр для консолей, в силу его изначальной ориентированности на клаво-мышиную связку в управлении. Даже в наше next-gen`ое время, эти проблемы очень труднорешаемые. Что только не пытались делать разработчики RTS для консолей! Даже пытались сделать управление голосом, но все равно, это мертвому припарки. Походовые стратегии и тактики на консолях идут вполне прекрасно, но вот с риал-таймом проблемы. Однако, ВНЕЗАПНО, в Metal Marines обнаружилось интересное решение, делающее игру вполне себе играбельной. Но об этом позже. Как я наткнулся на игру? О, это было внезапно Какой-то черт, за какое-то место дернул меня перечитать подборку журнала "Консоль" (это единственный в мире журнал, по которому у меня есть все номера вообще, ибо их довольно немного в силу преждевременной кончины проекта). И тут я натыкаюсь на статью, которую раньше не видел, ага, по этой самой игре! Что странно, ибо Forgottenware всегда был одним из моих любимейших разделов. Тем не менее статья меня заинтересовывает, я иду в интернеты и... Начинаю проходить конечно же! На что уходит прошлые несколько дней. Кстати, половину игры я проходил уже со свежекупленным Pandora Max Fire, заодно и геймпад тестировал :)
Все под морем...Начну с сюжета. У игры есть несколько версий, сюжет в которых менялся до неузнаваемости.
В американской SNES-версии сюжет, вкратце, таков. В 2115 году AD был открыт секрет анти-материи. Который, незамедлительно был применен в военных целях. И ВНЕЗАПНО, во время первого же применения анти-материального оружия в локальном пограничном конфликте, началась цепная реакция на складах этого оружия по всему миру. Материки оказались стерты, и вообще произошел полный армагеддец. После армагеддеца командующий армией Зоргуеф (между прочим, по имени Николай) быстренько взял контроль в свои руки, провозгласил себя Императором и построил Империю. Через какое-то время он захватил все, что осталось от Земли и начал бычить на космические колонии. Колонисты решили, что они нифига не хотят быть имперцами, объединились и построили чудестный супер-баттлшип, на который посадили вас и отправили захваты... эээ, освобождать Землю от ига имперских захватчиков.
Как мы видим, тут напичканы какие только можно штампы, бред да еще и главный злодей со славянским именем - что еще ждать от сюжета образца 1993 года, американского издания? Но игра была выпущена и на Windows 3.11 PC тоже, и там сюжет был по-интереснее.
Опять-таки, был открыт секрет анти-материи, но использовался он изначально для получения дешевой энергии. На Земле к тому времени уже было планетарное государство — сюрприз-сюрприз! — Земная Империя, причем хорошая Империя (что уже само по себе звучит!). Однако, злобный ученый Зоргуеф, использовал анти-материю для создания мощного оружия, захватил все космические колонии и атаковал Землю, попутно уничтожив большую часть материков, ставших архипелагами островов. Но Империя так просто не сдалась! Учеными было разработано оружие возмездия в виде — та-дам! — 16-тиметровых, 90-тонных мех! Благодаря их применению удалось отвоевать часть своих баз, но вражеским шпиёнам удалось стырить чертежи и теперь мехи появились и у них. Война перешла в решающую стадию, был нужен герой и тут появились мы! То есть командир Имперской Армии. Цель проста - победить в войне и отвоевать Землю обратно!
По-моему вот эта версия сюжета гораздо более вменяема (несмотря на злого ученого; зато там добрая Империя!). И даже, если судить по картинкам заставки в SNESовской версии, то этот сюжет под них ложится гораздо лучше. Колонии, кстати, точная копия гандамовских Что касается дизайна мех, то его трудно рассмотреть в самой игре, но в картинках между миссиями он достаточно неплох, явно вдохновлен Гандамами .
У двух версий есть различия и в самом геймплее, интерфейсе и вообще. Почитать про ПК-версию, а заодно и скачать её, вы можете на Old-Games, я же перейду уже к SNES-версии и дальше буду уже говорить только про неё.
Как уже говорилось выше, жанр игры - RTS, а проблема управления была решена довольно необычным образом. Дело в том, что игра относится к довольно редкому поджанру RTS, который я про себя называю "войны строителей", и к которому можно отнести игру Net Storm (кстати тоже совершенно уникальная и незаслужено забытая вещь, сегодня, между прочим, ставшая совершенно бесплатной, можно скачать с официального сайта, возможно я к ней еще вернусь в будущем), а также, с оговорками, Majecty. То есть таких классических аттрибутов RTS, как постройка юнитов и "резиновая рамка" (святое!!) тут нет и в помине. Мы можем только здания строить, да цели указывать. Так и воюем. Теперь подробнее.
Есть два острова, наш и вражеский. На каждом есть три главные базы, которые нужно снести, чтобы победить (тем самым сразу же решается "синдром последнего юнита", то есть для победы не нужен полный массакр всего вражеского, ура-ура!). Острова разделены на клетки, 1 здание = 1 клетка, все просто. Ресурсов два - деньги и энергия (а также неявный ресурс - свободное место, плюс есть ограничения по количеству построек, но достигните вы его нескоро). За деньги строим здания, энергия нужна чтобы заряжать мехи и ракеты. Атаковать можно двумя образами: либо ракетами, либо мехами. Metal marines, как здесь называют мехи - это ультимативное оружие, но очень дорогое в применении. Ракеты дешевы, но против них можно защититься. Соответственно, есть два вида обороны - ПРО-установки против ракет и пулеметные бункеры против мех. Также, если в зоне атаки вражеских мех будут стоять наши, то они тоже будут защищать, но одновременно может быть активно только 3 меха. Отсюда основная идея - сносим пулеметные бункеры ракетами, а ПРО-установки - мехами.
Это были основы, теперь детали. Деньги капают со временем, харвестеров никаких не надо. Однако скорость поступления средств можно увеличить, построив Support HQ. Ровно на 1 деньгу в секунду. Также и с энергией, можно построить Eng Plant и увеличить выход энергии на 1К в секунду.
Ракеты при попадании взрываются с радиусом в 1 клетку (т.е. поражают площадь 9 клеток), мехи атакуют площадь в 36 клеток. Максимальный залп ракет за одну атаку - 4 штуки, максимальное количество мех в атаке - 3 штуки. Транспорт с мехами можно взорвать на подлете, с помощью ПРО (которая по совместительству и ПВО тоже), будьте осторожны (но это действует и на врагов тоже!). При этом, пораженная ракетой область становится "грязной" и непригодной для строительства, её нужно очистить с помощью специальной команды. А вот мехи таких разрушений не наносят. Изначально мы не видим ничего на вражеском острове, разведка осуществляется в прямом смысле боем - ракетами. После успешного пролетания ракеты над объектами, они показываются у нас на карте. И даже если ракету подорвали на подлете кое-что мы можем увидеть и сами, даже то, что на карте не отобразиться в силу ограниченности действия сенсоров ракет. После выстрела пусковая установка ракеты какое-то время перезаряжается, потом можно снова стрелять.
Теперь о механике атак мех (извиняюсь за тавтологию). Во-первых, выбираем нужный участок так, чтобы там были доступные для высадки места. Если мест будет недостаточно или вообще не будет, то невысадившиеся улетят обратно (а энергию никто не вернет!!). Место для высадки это свободные от зданий клетки, но на склоны холмов высаживаться нельзя! Мы можем определить три точки высадки для трех мех, дальше они действуют сами. Бой продолжается либо пока не кончатся батареи мехов (а это 60 секунд), либо пока все вражеские здания в зоне атаки не уничтожены. На практике по времени бой кончается очень редко . Если мех был уничтожен при атаке, то его ангар не исчезает, а так и остается, занимая свою клетку. Его надо снести с помощью команды очистки. Также у мехов можно менять оружие. Есть три комплекта - обычное, против мехов и против зданий. После возвращения с миссии мехи можно использовать сразу же, было бы достаточно энергии, но учтите, что их НР восстанавливаются не мгновенно, и можно кинуть на врагов отряд, уже потрепанный в прошлой миссии.
ПРО-установки, при попадании вражеской ракеты, или десантного корабля в их зону действия выпускают по цели свою ракету, но вот шансы попадания всегда не очень хорошие (по закону подлости наши ПРО обычно промахиваются, зато вражеские...). Шансы попадания можно увеличить, построив AA-Radar.
Против мехов также можно построить минное поле, кстати, оно не отображается на радаре и разведка ракетами не может его обнаружить, разве что они его детонируют.
Свои базы можно прикрыть сверху фальшивым строением (must do!), также можно строить фальшивые базы для отвлечения вражеского внимания.
Два здания, про которые я еще не упоминал - это Factory и I.C.B.M. Фабрика ускоряет постройку зданий, а I.C.B.M. - это супероружие на анти-материи, которое все равно никто никогда не использует. Потому что оно занимает 9 клеток (а не на всех картах столько свободного места вообще есть), стоит чудовищные 255 денег и строится столько долго, что обычно никогда не успевает достроиться - враги уничтожают. Я лично так ни разу эту хрень и не построил, а враг против меня применил её в самой последней миссии (чего нельзя избежать, ибо она у него уже есть на начало миссии и хорошо защищена, так что уничтожить её ракетами просто не хватит времени). При применении сносит все, кроме баз в радиусе примерно равном радиусе metal marine, при этом её нельзя сбить.
Также три здания в игре можно апгрейдить, это - пусковая установка ракет, ПРО-установка и ангар мех. Это стоит дорого, но удваивает эффективность, так что апгрейдьте как только сможете! Например пусковая установка после этого начинает запускать две ракеты сразу, а мехи становятся практически неостановимы.
Теперь об интерфейсе и управлении. Междумордие расположено в столбик, как в C&C, но слева, как в Total Annihilation, а вид изометрический. Клавиша "А" подтверждает действие, клавиша "В" либо отменяет, либо переводит курсор с карты на интерфейс и обратно. Итак, нажав "В" мы попадаем в интерфейс, он двухстраничный. На первой страничке показаны все здания, на второй - все команды, переключение - обычным скроллингом влево-вправо. Про здания я уже говорил, теперь про команды. Это:
* Построить фальшивую базу
* Построить маскировку над своей базой
* Включить/выключить сетку
* Включить/выключить сообщения от врага (вражеские командиры любят все время писать что-то типа "Сдавайтесь ничтожества, сейчас я вас сокрушу", повторяется, раздражает и отнимает время, отключайте сразу)
* Очистить клетку от всякого мусора, обломков и прочего мешающего строительству
* Снести собственное здание
* Посмотреть инфу на здания
* Сменить оружие у мех
* Проапгрейдить здание
* И, наконец, самая главная кнопка - "Атаковать"
Теперь немного советов по стратегии. Сразу же стройте Supply HQ, без большего денежного потока невозможно не то, что победить, но и даже выжить! Обязательно апгрейдьте ПРО-установки и стройте радар - так они даже смогут грохнуть десантный корабль, если повезет! Закрывайте свои базы обманками, но учтите, что она уничтожается при попадании ракеты. Надо ли говорить, чтобы вы не строили все базы рядом? Нет смысла защищать всю площадь острова и все базы, да и обычно нет такой возможности - поэтому сконцентрируйте ПРО и наземную оборону вокруг одной, где достаточно места для строительства хорошей обороны. Другой совет - не сидите в обороне! Как уже заметил внимательный читатель, построить идеальную оборону в этой игре невозможно, всегда есть шанс, что ракета прорвется через ПРО и проделает дырку в обороне, так что лучше не давать врагу шанса сделать этого. Остальное и сами поймете в процессе
Ну и общее впечатление. Игра однозначно хардкорная. Тут есть и сложность и челлендж. AI заставляет вспомнить уже почти стертое из памяти слово "прессинг". Стратегии победы в каждой миссии отличаются друг от друга, иногда они весьма оригинальны. Многие миссии невозможно пройти с первого раза, и даже с пятого достаточно сложно. Хотя сначала кажется, что темп игры довольно медленный, но потом понимаешь, что расслабляться нельзя буквально ни на секунду (да и кто ж даст?), враг отстраивает разрушенные здания в другом месте, да и сам не сидит, а атакует, так что можно проиграть даже уже когда вы полностью уверены в победе, если упустите инициативу. Некоторые миссии напоминают ад, я проходил их далеко не с десятого раза, и не хотел бы проходить снова. В итоге можно сказать следующее: это интересная, уникальная, сложная игра, незаслуженно забытая в свое время. Но теперь все можно исправить!
じゃ ね!