戦場のヴァルキュリア
Valkyria Chronicles
Пора бы уже и написать про Валькирию обзорчик. Пока года не прошло Ну вы же знаете какой я стремительный Я уже писал свои впечатления по ходу прохождения игры и просмотра аниме, если вы поищите записи по тегу valkyria chronicles, то увидите их все. Рассказывать я буду и про игру и про аниме, одним патроном, так сказать, двух зайцев. Поскольку все было относительно давно и вспоминается по памяти, то какие-то подробности я могу и подзабыть, уж извиняйте. Ну что ж, поехали!
Оригинальная версия вышла 24 апреля 2008 года в Японии, а европейская версия - 31 октября 2008 года, собственно, в Европе (остальные регионы не интересны) . Жанр трудно определить - то ли Action-RPG с элементами тактики, то ли тактика с элементами Action-RPG Но не то суть. Разработчик и издатель SEGA, эксклюзив для PS3. Сейчас в разработке находится вторая часть, для PSP.
Далее под морем... без спойлеров...Я читал несколько обзоров Valkyria Chronicles и во всех игру очень тепло принимали. Критикам она очень понравилась, однако
Но вернемся к самой игре. Что представляет собой геймплей? Есть миссии, в них есть задания, которые надо выполнить, есть карта, где все, собственно, происходит, есть враги и, наконец, наш отряд. На карте есть точки старта, где "устанавливаются" бойцы из ростера перед началом боя, и есть лагеря, где можно подлечиться, убрать одних бойцов и вызвать других. По описанию звучит как нормальная тактика, но на деле все не так просто ♥. Хотя игра походовая, но каждым бойцом мы управляем лично - от третьего лица и в режиме реального времени. Ход определяется запасом командных очков (CP - command points), имеющихся у командиров (то есть у нас и вражеского AI). Чтобы задействовать одного пехотинца требуется одно командное очко, на танк требуется два. Кроме того, потребляют командные очки еще и приказы, которые представляют собой аналоги магии из серии Heroes или сейшинов из серии SRW. Это такие модификаторы различных характеристик, действующие как на одного солдата, так и на весь отряд. Например, можно увеличить силу стрельбы или защиты, подлечить кого-нибудь или там вызвать бомбардировку на головы врагов. Вещь полезная, но применять надо тактически, бо много командных очков никогда не бывает. Все неизрасходованные за ход CP сохраняются на следующий ход и так далее, но не более определенного предела. Некоторые персонажи добавляют вам +1 CP/ход, например, Алиссия или Рози. Если их убьют, вы это CP теряете. У врага такую функцию выполняют офицеры.
Итак, ход начинается, вы видите карту миссии и значки ваших юнитов на ней. Значки не просто так, они отражают класс бойца, из пяти возможных классов пехотинцев (либо танк). Классы это: разведчик, шоктруппер (чтобы не писать просто "пехотинец" ), инженер, снайпер и копейщик (Lancer). Последние выполняют функцию гранатометчиков, "копьями" здесь называются местные базуки, сделанные в форме, собственно, копья. Почему - поймете из сюжета и энциклопедии. Ну а танки... они бывают легкие, средние и тяжелые, а еще уникальные монстро-боссы (ну это понятно ). Танки неуязвимы для пуль и гранат, везде, кроме заднего радиатора - туда-то и надо целиться И, естественно, прикрывать это место у своих танков. Ведь при прямом попадании туда из танковой пушки - мгновенный взрыв. Да и от копья тоже повреждения в разы больше обычного... По опыту могу сказать, что самый полезный класс - это разведчик и шоктруппер. Инженер крайне слаб, но очень полезен вне боя - только он может восстанавливать укрытия, минировать и разминировать, а главное - лечить танк и пополнять запас патронов у сослуживцев. Снайперы поначалу просто бесполезны, поскольку винтовки у них слабые, патронов мало (изначало вообще 2 шт), ходят они медленнее всех и умирают с пары попаданий, при этом сами часто мажут. Однако, под конец игры проявляется их истиная сила, хорошо прокачанный снайпер очень выручает в определенных ситуациях. А копейщики... они, хотя и должны быть, по сюжету, главной силой армии, на деле оказываются самым бесполезным классом. Ибо копье мажет очень часто, даже на малых дистанциях, при этом может задеть своих (брр, неприятно), при этом танк требует достаточно много попаданий... Обычно проще бывает уничтожить вражеский танк своим, чем копейщиком, несмотря на то, что человек требует 1 CP, а танк 2 CP. В итоге зачастную выходит выгоднее работать танком, чем копейщиком. Увы для последних.
Поскольку игра имеет элементы RPG, то в ней есть экспа, уровни и прокачка. Но опять, не совсем обычным образом. Экспу вы получаете всем отрядом по завершении миссии и в зависимости от итоговой оценки. Прошли на C - получили мало опыта, прошли на A - много. Опять же, дополнительный челлендж. Опыт тратиться традиционно в интермиссиях, в тренировочном лагере. Но прокачиваются не персонажи, а классы целиком. Что открывает возможность менять состав отряда как душе угодно - новички не потребуют дополнительной прокачки. На 11м уровне дают Class Up: были Shocktrooper, а стали Trooper Elite - и получили огнемет (хе-хе-хе...). Ну и так далее.
Итак, карта и значки юнитов на ней. Выбираем кем делать ход, нажимаем кнопочку и ... камера красиво пикирует прямо на карту, значки превращаются в деревья, здания, людей, танки, появляются цвета - и вот мы уже в реальном игровом мире. Смотрится круто, особенно на первых порах, потом привыкаешь. Эта фишка, на самом деле, очень грамотно задизайнерена, ибо эксплуатирует уникальную игровую графику. Вы уже, наверное, видели скриншоты - игра сделана как будто она нарисована карандашем от руки. Очень стильно! Поэтому такие переходы от карты к полю боя и обратно туда очень органично вписываются. Так ладно, я отвлекся. Вот мы уже стоим на поле боя в шкуре члена своего отряда (или в броне танка ). Дальше начинается привычный экшн - двигаемся левым стиком, правым вертим камеру, прицел, выстрел, выбор оружия, спрятаться в укрытие, лечь\встать - короче все как обычно. Ход ограничивается запасом очков действия (action points, AP), стрелять можно один раз за ход, но в любой момент. Применение, скажем, аптечки тоже считается за стрельбу. Также засчитываются хедшоты и попадания в радиатор танкам. Юнит в укрытии получает значительно меньше повреждений и ему не засчитываются хедшоты (заканчивайте ход в укрытии!). Юнит, лежащий в траве можно заметить только с близкого расстояния (и только разведчик видит их издалека - главная классовая полезность). Ночью видимость также затруднена. Кроме того есть "слышимость" - когда никто из членов отряда не видит врага, но слышит, что там за углом кто-то топает, то на этом месте возникает полупрозрачный силуэт человечка. Также есть линии видимости, которые показывают где находятся враги и видят ли они нас. Ффух, кажется курс молодого бойца закончен! Написано много, но на деле это все осваивается за пару минут. Понимание тонкостей приходит позднее.
А тонкостей в игре много! Например, система потенциалов. Одна из уникальных фишек боевой системы игры, между прочим. Все просто: у персонажей есть скрытые потенциалы, которые активируются в определенных условиях и дают определенные бонусы. Звучит сложно, играется легко. Пример: допустим, персонаж Вася любит кроликов, это у него потенциал "Любитель кроликов". И каждый раз, когда рядом оказывается кролик, Вася начинает метче и сильнее стрелять. Ну, пример от балды, конечно Но в принципе, так оно и действует. Есть потенциалы личные и классовые. Личные - у каждого свои, до четырех штук, появляются с ходом сюжета. Классовые - выбор из стандартного набора класса, к которому принадлежит персонаж, тоже 4 штуки (и кажется можно больше, но уже не помню). они проявляются по мере прокачки класса. Причем могут быть потенциалы положительные, а могут быть и отрицательные, понижающие характеристики, так что надо знать свои кадры (которые воистину решают все) и быть оч-чень осторожным, чтобы, скажем, не поставить Эди рядом с Рози, например. Обычный тип негативных потенциалов - это аллергия на что-нибудь. У одного аллергия на зелень, у другого на пустыню, у третьего - на что-то еще, так что настраивайте отряд перед миссией. Самый классный, на мой взгляд, потенциал - это Hard Worker Линн, который позволяет иногда делать второй выстрел за один и тот же ход. Насколько это может быть полезно, думаю понятно. Еще одна полезная фишка - Extra Shot у Марины, иногда дающая дополнительный патрон в конце хода. Учитывая, что у снайпера патронов мало (а поначалу так и вовсе 2 шт), тоже понятная полезность. Еще хорошие потенциалы типа "~ Killer", где ~ - это класс врагов. Trooper Killer - это ж вообще замечательно.
Помимо потенциалов у персонажей есть личные привязанности. Друг к другу, ага. Скажем, все знают, что Алисии нравится Велкин, и т.д. Это выливается в буст характеристик, когда нужный персонаж неподалеку. Опять же, повод задуматься при формировании отряда.
И еще немного про боевую систему - огневая поддержка. Срабатывает, когда свои стоят рядом на определенном расстоянии. Я не уверен работает ли это для всех вообще, или только для "любимых" персонажей (уточню потом), но это дает лишнюю огневую поддержку, причем не тратит AP (Action Points) у поддерживающих.
О смерти. Вы знали, что если человека убить, то он умирает? Так вот - в игре люди умирают. Когда вашего солдата враги жестоко лишают всех хитпойнтов, то он впадает в предсмертную кому и у вас есть три хода, чтобы вызвать к нему медика и унести его с поля боя. Для этого надо кем-нибудь (даже танком можно) прикоснуться к неподвижному телу. Но если до него первым доберется враг (или пройдут три хода), то солдат умирает. Насовсем, до конца игры. Его могилку можно будет потом посетить на игровом кладбище.
Еще один маленький нюанс - линии стрельбы и friendly fire. Обычно, когда на пути пуль от вас к врагу стоит союзник, то во время выстрела он пригибается. НО! Это правило не действует на копья и пушки! Мне случалось угробить своих же, вместо врагов, так что будьте аккуратны! Опять же, оружие, бьющее по площади (гранаты и мортиры) вообще не выбирает жертв, можно и самому подорваться на своей же гранате. "Говорила мне бабушка: будь внимательным!..." © Кузьма. С огнеметами тоже осторожнее, ага.
Так, хватит с этим, я все же не гайд тут пишу Это все относилось к основному режиму игры, собственно, миссиям. Но есть и интермиссии. Что там можно делать? Вообще вся игра оформлена под книгу. Есть главы, миссии в них - это чаптеры. Кроме миссий есть сюжетные ролики, чередующиеся с ними. Глава - это разворот игровой книги, где обычно расположены ролики, рассказывающие сюжет, после которых стоят миссии. Ролики выглядят фотографиями, миссии - карто-схемами. Обычно по две-три миссии на главу. Это закладка истории. Также в книге есть и другие закладки. Вторая по важности - это Headquarters, штаб-квартира. В штаб-квартире расположены такие места как Barracks (смотрим состав отряда, меняем экипировку), Command Room (здесь меняем состав отряда), Training Grounds (здесь прокачиваем уровни), R&D (здесь изобретаются апгрейды на оружие и танки), остальное не такое банальное . The Writing on the Wall - интересное место. Наша штатная репортерша Эллет выпускает тут свою "неофициальную" газету - прямо на стене - где нет цензуры и написана только правда как есть. И тут можно почитать про положение дел на фронтах и вообще в мире. Но у этого места есть и другая интересная функция! Дело в том, что Эллет пишет книгу (да-да, ту самую, под которую оформлена игра!) и ей нужны материалы, т.е. интервью там всякие, фотки... Но это сюжетная отмазка, на самом деле это дополнительные побочные миссии! Зачастую они довольно забавны и посвящены одному персонажу, что помогает раскрыть его характер. Например, в одной из таких миссий мы узнаем, что Ларго, оказывается, без ума от... овощей! И тому подобные вещи, дополняющие главный сюжет. The Cemetery - игровое кладбище, также выполняет две функции. Прежде всего здесь вы можете посетить своих умерших соратников по отряду, а во-вторых, здесь гуляет один таинственный пожилой человек, который знает Велкина в лицо и учит его новым приказам (рандомно, обучение стоит экспы). Кто он - можно догадаться по ходу дела, не буду спойлерить . Audience Hall - здесь во-первых, выдают медали (раньше на PS3 не было ачивментов и каждая игра выкручивалась как могла), а во-вторых бонусное "королевское" оружие.
Потом есть еще закладки энциклопедии, личных дел, скирмиша и кое-какие другие. Но самые важные - эти. В энциклопедии собраны все материалы по многочисленным аспектам игры, от Валькирий, до поркавианцев. Читать очень познавательно! Главное, что открывается все не сразу, а по ходу прохождения, то есть на вас не вываливают всю массу информации сразу. В личных делах собрана инфа на персонажей, их биос и, главное, здесь можно посмотреть их костюмы (в 3D, с вращением и приближением)! И биосы и костюмы пополняются по мере прохождения, в частности, некоторые факты открываются только в дополнительных миссиях, покупаемых у репортерши. Ну и главная радость манчкина - скирмиш! Здесь, по ходу прохождения игры, открываются скирмишные миссии - несколько измененные игровые. Их назначение - в заработке дополнительной экспы и денег для прокачки! Да-да, они полностью переносится в основную игру! Сразу скажу - самая лучшая миссия для этого - второй Брюл. Ибо он проходится, при должной сноровке за... один ход. Что дает высокий рейтинг и, соответственно, много экспы и денег! За самый короткий возможный промежуток времени. В любом случае, пробежать хотя бы по разу каждый скирмиш будет совсем нелишним для отряда.
Ну и теперь про техническую сторону дела - графику там, и музычку. Частично про графику я уже говорил выше - это cel-shading, но сделанный в уникальном стиле, под карандаш. Посмотрите опенинг (в большом разрешении!), скриншоты - и вы поймете. Выглядит все очень стильно. Лично мне стиль крайне понравился! Музыка... ну я не меломан, скажу просто, что она хорошая Тут уж объективно не оценить в любом случае.
Общая атмосфера и стилистика игры - то, что принято называть словом "сеттинг" - довольно незаезженный и потому смотрящийся свежо, сеттинг Европы времен Первой Мировой. С определенными фантастическими допущениями. Основных допущений два - это минерал рагнайт с интересными свойствами, и раса Валькирий - людей, сродственных к рагнайту и потому обладающих особыми способностями (см. Сельверию в ролике). Вселенную описывать не буду, много деталей, читайте энциклопедию и получайте своё удовольствие от этого Предыстория: началась война Федерации с Империей, и в это тяжелое время Империя вторгается в нейтральное государство Галлию, богатое рагнайтом, который помимо всего еще и топливо, очень нужное Империи. Командует вторжением Второй Принц Максимиллиан и его Триумвират, три знаменитых генерала - Selvaria Bles, Radi Jaeger и Berthold Gregor (поостерегусь с транслитерацией имен...). На защиту Галлии поднимается Армия и Ополчение. Главный герой игры, Велкин Гюнтер приезжает в удаленный городок Bruhl, чтобы эвакуировать оттуда свою сестру Исару. В этот момент на город нападают имперцы... Все, дальше игра
Отдельно я хочу отметить неочевидный плюс игры - её высокую гандамность! Правда, незнакомый с Гандамами человек этого не заметит, но фанат получит много параллелей... 07й отряд, прототип танка, тайса, Principality of Gallia и всякие подобные вещи дополнительно вас порадуют
Подведу итоги. Перед нами шедевр, ради которого стоит покупать PS3. Но шедевр, очевидно, не для всех, игра довольно хардкорна и с некоторым челленджем. Миссия 7-4 подкосит многих, это точно. Самому с первого раза её пройти невозможно. Видимо сложность (не такая уж и высокая на нормале, в общем-то) и отпугнула многих потенциальных игроков в своё время... А зря. Это очень гармоничное произведение. Здесь нельзя выделить что-то одно, какую-то главную фишку, вытягивающую проект. Потому, что и графика, и сюжет, и геймплей - все - на очень достойном уровне. И да, черт подери, игра заставила меня плакать! Это бывает оч-чень редко, сами понимаете. Смеяться, разумеется, игра давала чаще Определенно, X-Box 360 много потерял из-за эсклюзивности "Валькирии"! Вывод: must have для любого хардкорного геймера. Нет, для любого геймера вообще!
А теперь об одноименном аниме...Начну с персонажей, ведь они одни и те же, а раньше я про них не упоминал
Welkin Gunther - главный герой игры. Сын легендарного генерала Гюнтера, спасшего Галлию в прошлой войне. От отца унаследовал любовь к природе (и стал биологом), тактический гений, а также уникальный танк "Эдельвейс", обладающий выдающимися ТТХ. Вступил в Ополчение чтобы поскорее закончить эту войну. Биолог-фрик, на редкость не от мира сего, но очень обаятельный и добрый, мечтает стать учителем. Командир 07 отряда и, по совместительству, своего танка, обычно в игре сидит в Эдельвейсе.
Isara Gunther - сестра Велкина, по совместительству механик и водитель (странно все-таки называть "пилотом") Эдельвейса. Она - дарксен (раса такая, подробнее см. энциклопедию), что будет иметь далекоидущие последствия в сюжете. При этом девочка весьма одарена технически. Мечтает собрать первый в мире самолет для своего брата. В игре обычно сидит в Эдельвейсе.
Alicia Melchiott - рыжая девочка из Брюла. Училась на пекаря и полностью завершила своё обучение, но сдать выпускной экзамен на право открыть свою пекарню помешала война. Сразу же вступила в Стражу Брюла, а после - в Ополчение. При первой встрече приняла Велкина за вражеского шпиона Но потом поняла свою ошибку. Именно её слова мотивировали Велкина вступить в Ополчение. Мечтает открыть собственную пекарню. Заместитель командира 07го отряда. В игре имеет класс разведчика.
Faldio Landzaat - лучший друг Велкина, тоже вступил в Ополчение и стал командиром 01 отряда. В игре обычно появлялся в роликах и между миссиями. В аниме его роль сильно увеличена. И вообще его характер пострадал в аниме больше всех.
Rosie - на самом деле её зовут Бриджит Старк, но об этом я узнал только из личного дела. Все всегда называют её Рози, что действительно ей подходит. Любит петь, мечтает стать певицей. Ненавидит дарксенов, постоянно ругается с Исарой и Закой. В игре имеет класс шоктруппера.
Largo Potter - ветеран прошлой войны, самый опытный человек в отряде (во всяком случае поначалу, когда все еще зеленые новички). Что такое "мужик" - это Ларго. Обожает овощи, мечтает стать фермером В игре имеет класс копейщика, да и это ему подходит.
Eleanor Varrot - тайса!!!! *_* Нет, ну вы только на неё посмотрите - одно лицо! Начальник Ополчения (то есть тайса!! ) и камрад Ларго с прошлой войны. Имеет зуб к одному имперскому командиру, но в аниме про это ни полслова. И вообще в аниме её мало! В игре тусуется в Command Room и проводит брифинги перед миссиями.
Irene Ellet - журналистка, в игре играет более важную роль, чем в аниме. Пишет книгу про войну, главными героями которой становятся члены 07 отряда Ополчения (что понятно, иначе не про них был бы сюжет ). Любит брать у все интервью, хорошо разбирается в людях.
Zaka - глава Сопротивления г.Фозена, дарксен и редкостный милашка В игре у него был свой танк, ставший вторым танком 07 отряда, но в аниме это вообще никак не показано. Играл ключевую роль в освобождении г.Фозена и после присоединился к 07 отряду. Опять же, на редкость сильная личность... которая в аниме практически показывает себя только в эпизодах, посвященных Фозену... В игре сидел в своем танке Шамроке.
Cordelia gi Randgriz - глава Галлии, боюсь ошибиться с титулом, поэтому не говорю. В игре выдает медали и бонусное оружие. Также участвует в последней миссии, обеспечивая отряду исцеление.
Radi Jaeger - генерал Империи, член Триумвирата Максимиллиана. Был генералом одной маленькой страны, захваченной Империей ранее, присоединился к Максимиллиану, потому что тот пообещал восстановить независимость этой страны за хорошую службу. Имеет свой личный уникальный босс-танк.
Selvaria Bles - наследница расы Валькирий, обладающая их легендарной силой, второй генерал Триумвирата. Предана Максимиллиану до глубины души и до корней волос. К несчастью для неё... С древним оружием в руках является армией сама по себе.
Berthold Gregor - чистокровный имперский дворянин, потомственный воин, ставший генералом. Последний член Триумвирата. Жестокий и безжалостный тактик, не жалеющий ни своих, ни чужих. Именно он разбил в своё время Jaeger`а и покорил его страну. Не доверяет ему, презирает дарксенов, разъезжает на уникальном бронепоезде.
Maximilian -
Кстати, если вы заметили, то персонажи - не школьники-тинэйджеры, а взрослые люди, со своими сформировавшимися характерами и личностями. Это само по себе интересно, на общем-то фоне. В общем, вот такие вот персонажи. Понятно, что это не все, но... Тут ситуация такая. В игре можно было набирать отряд как душе угодно, из имеющегося ростера. В аниме выбор не менялся с самого начала (кстати, почти совпал с моим!), а остальные второстепенные персонажи отошли другим отрядам. Так что знакомые по игре лица однозначно будут. Но не все. Некоторых персонажей вообще выкинули, характеры других изменили, порой весьма сильно, некоторые моменты тоже выкинули. Но это бы была не беда, если бы дух игры передавался правильно. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся...
Поначалу все хорошо. Есть парочка измененных деталей, но в целом все идет как положено. Правда первые звоночки уже имеются... Вазель, Клоден, флуктуации накапливаются... Похоже, что Бариос стал точкой бифуркации - здесь появились уже значительные сюжетные отклонения от оригинального сюжета. Позже будет только хуже, вплоть до изменения, я бы даже сказал "извращения" многих событий и характеров. В первую очередь досталось Фальдио, который теперь вынужден разыгрывать дурацкий любовный треугольник с Алиссией и Велкиным, которого раньше не было и из-за которого, в общем-то, пропала значительная часть обоснуя в отношениях Алиссии и Велкина. В игре четко и красиво показано развитие их любви, а тут... Фигня какая-то. Это довольно серьезно. Кроме того, порой, вместо продвижения сюжета мы имеем совершенно фансервисные серии. В обычные серии также вставлены какие-то почти-хентайные фансервисные моменты. Иногда возникает мысль, что если бы сериал не показывали по ТВ, то вот тут-то бы точно начался полный хентай... Потому что!! Посмотрите и вы увидите сами. Нечасто, но бывает. Внезапно, со второй половины сериала, авторы решили накручивать драматизм и трагичность - что отражается во втором опенинге и вообще в сюжете. В результате некоторых изменений финал оказывается полностью слит, драматизм оригинала - тоже, а новый, ему на замену, не появляется. Вообще, чем там дальше, тем хуже в сравнении с оригиналом. Опенинги не зацепили меня ничем, а вот первый эндинг довольно приятный, обратите внимание на мою подпись Да, строчка оттуда.
Подводя итоги скажу, что игра мне понравилась больше аниме и намного. Как отдельный продукт это аниме ценности не представляет, учитывая мощную разницу в сюжетах с оригиналом, я бы сказал, что вторую часть аниме успешно слили, причем в самом главном. И если Евангелиону изменения деталей простительны, поскольку они привносят нечто новое и интересное, то здесь все наоборот - не только не привносят, но и портят что было хорошего до этого. Вместо раскрытия характеров и отношений мы имеем фансервис, трагедии нет, хотя и видно, что пытались изо всех сил её привнести... Итог: первую часть посмотреть все-таки стоит. Вторую - по желанию, где-то на Бариосе уже можно дропать. Хотя не исключаю, что в отрыве от оригинала оно может кому-то и понравиться. Я же говорю своё "Фи" и смотреть вторую половину не советую. Играйте в игру, она лучше!
じゃ ね!